Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 2

 

4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

4.5. Модульное обучение

 

В последнее десятилетие XX в. в Украине активного теоретического развития приобрели различные модификации модульного обучения, родиной которого считается Англия.

Основная цель внедрения модульного обучения - достижение перехода студента на позиции действительного субъекта учебной деятельности, способного активно и самостоятельно, с учетом требований времени и собственных возможностей, решать учебные, а в дальнейшем и производственные задачи. Реализация цели предполагает сосредоточение внимания прежде всего на психолого-педагогических и социально-психологических детерминантах успешности обучения.

Центральной категорией этой системы обучения выступает понятие "модуль", под которым понимается относительно самостоятельная часть учебного процесса (определенный функциональный узел и целостный блок информации), которая содержит одно или несколько близких по смыслу и фундаментальных по значению понятий, законов и принципов. В этом смысле принцип модульности по отношению к содержанию учебного материала является производным от известного психологического положения о том, что целостность, структурированность и компактность материала, предлагаемого для усвоения, является главным условием углубленного осмысления его и полного усвоения за единицу времени.

Известно, что наиболее развивающей с позиции педагогической психологии формой организации учебной деятельности сту-дентов является их самостоятельная работа. Поэтому использование учебного модуля предусматривает перераспределение бюджета времени, которое выделено на усвоение определенного курса. Большая часть времени отводится на самостоятельную работу студентов с учебно-методической литературой и выполнения учебных заданий, а следующий за временными рамками интервал перепадает на практические и лабораторные занятия с обязательным использованием активных методов обучения (проблемных ситуаций, деловых игр, дискуссий) с осуществлением текущего контроля. Наименьшая часть времени отводится лекционным занятиям, которые по содержанию являются вступительными (учредительными) или смотровыми и, как правило, читаются в начале и в конце модуля.

Как показало экспериментальное обучение, такая схема организации учебного процесса является оптимальной для максимальной индивидуализации обучения студентов. Реализация ее как первоочередного дидактической задачи предусматривает обеспечение каждого студента всеми необходимыми материалами для самостоятельной работы над учебным курсом. Усвоение модуля начинается обзорно-учредительная лекцией. Далее предполагается индивидуальная самостоятельная работа студентов, консультирование их педагогом, ряд групповых тьюторских занятий по материалам первоисточников, что их обработали студенты. После этого они могут сдавать определенный модуль. Сдать модуль можно и в режиме сугубо индивидуального обучения, то есть посещение всех аудиторы их форм работы не являются обязательными-ковим для студентов.

При таких условиях организации обучения системообразующим звеном учебного процесса становится самостоятельная работа студентов. Функции преподавателя при этом смещаются в сторону осуществления подготовки модульной программы и соответствующих методических материалов (ими в обязательном порядке обеспечиваются все студенты), а также управления самостоятельной работой каждого студента через его индивидуальное консультирование и контроль усвоения модулей.

Стимулирующими факторами при функционировании учебных модулей являются:

оценочные баллы за выполнение учебных заданий на стадиях текущего (во время аудиторных занятий), промежуточного (в конце каждого модуля) и итогового (по окончании изучения курса) контроля;

баллы, начисляемые за своевременное посещение аудиторных занятий и консультаций преподавателя;

рейтинг студентов по результатам набранных баллов за весь период изучения курса.

Оценочного балл работы с учебными задачами вста-новлюється как усредненный показатель психофизиологической цены выполнения их (временные затраты, использование дополнительной литературы, наличие необходимого уровня развития познавательных способностей). Баллы посещение занятий в сравнении с оцінковими баллами небольшие. В основном их рассчитано на слабо встигаючих студентов, для которых не наличие их - дополнительный шанс выйти на уровень допуска к экзамену (61 балл из 100 в единицах индивидуального рейтинга). Это еще обеспечивает и чаще контакт таких студентов с преподавателем, которого они объективно нуждаются больше, чем их коллеги, которые более успешны в обучении.

Как показало экспериментальное обучение, с позиции пси-хологічного анализа рейтинг успешности является действенным механизмом развития личности студента, прежде всего через реализацию его мотивации достижений. Наглядность, объективность и дифференцированность такой системы не только стимулирует успешность обучения студенческой аудитории, но и обеспечивает личностное самоутверждение студентов в глазах преподавателей и в студенческой среде, активизирует процессы структурогенезу академических групп.

В целом преимущества модульно-рейтинговой технологии организации обучения очевидны: она предоставляет педагогу возможность-возможность быстро обновлять содержание каждого модуля с учетом потребностей рынка труда, что обеспечивает действенность и оперативность учебных знаний и их систем, гарантирует ему условия для разностороннего и гибкого методического консультирования. Такая система способствует выработке у студентов продуктивных навыков самостоятельной работы, закладывая основу их дальнейшей последипломного образования, приучает каждого работать систематически, привносит в обучение элемент соревнования и дает возможность студентам с различными индивидуально-психологическими характеристиками учебной деятельности одинаково успешно усваивать материалы программы обучения.