Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

2. Личность в деятельности и общении

2.1. Психологические основы деятельности человека

2.1.4 Основные виды деятельности

Сознательная активность человека формируется и проявляется в деятельности, которая происходит в определенной системе отношений с другими людьми. Результаты деятельности влияют на мир, что окружает человека, судьбы других людей. Деятельность формирует личность человека, которая выражается опять же в деятельности. Жизнь человека - это постоянная смена различных видов ее деятельности. Из всего их разнообразия три вида имеют наибольшее влияние на развитие личности. Это игра, учеба и труд. Генетически сменяя друг друга, они сосуществуют на протяжении всей жизни человека.

Игра.

Она является самым простым видом деятельности. В игре начинается формирование человека как личности, субъекта деятельности. Это форма проявления активности ребенка. Целью игры является сам процесс, а не практические результаты. В психическом развитии ребенка она является средством, которое дает возможность в доступной форме овладеть способами деятельности взрослых. Замещая реальные объекты определенными символами, предметами, ребенок имитирует деятельность, чтобы в конце концов самому стать ее субъектом.

В первых играх заметной является руководящая роль взрослого. Он раскрывает функциональную роль игрушки. Подражая действиям взрослого, ребенок начинает играть самостоятельно. Впоследствии инициатива в игре переходит к ребенку.

С развитием ребенка меняются и ее игры. В течение первых двух лет жизни она осваивает движения и действия с предметами, которые ее окружают, - так возникают функциональные игры. В них ребенок открывает новые, незнакомые ей свойства предметов и способы действия с ними. Важное значение при этом имеет овладение языком.

Более сложными являются конструктивные игры, в которых ребенок начинает осмысливать значение предметов и их связи. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных.

На третьем - четвертом году жизни появляются сюжетно-ролевые игры, посредством которых ребенок включается в коллективные отношения. В этих играх, выполняя определенную роль, она приучается действовать по правилам, развивает дисциплинированность, выдержку, настойчивость и т.д. В игре развиваются и ее психические свойства. Подбирая игры, можно целенаправленно влиять на развитие различных психических качеств - внимания, восприятия, памяти, воли и др. Сюжетно-ролевые игры облегчают переход к новому типу игр - игр по правилам, где поведение регламентирующих уже абстрактные требования.

На пятом - шестом году, перед поступлением ребенка в школу, особенно важными являются дидактические игры, с помощью которых взрослые постепенно привлекают детей к процессу обучения.

Обучение.

Это активный процесс направления деятельности и поведения ребенка на освоение им общественно-исторического опыта человечества. Его выделение в самостоятельный вид деятельности произошло вследствие усложнения человеческого труда, применения средств производства постоянно совершенствовались, для использования которых нужно было много знаний, навыков и умений. Обучение является подготовкой к трудовой деятельности и одновременно ведущим видом деятельности школьников, студентов, аспирантов.

Обучение не является простой передачей знаний от учителя к ученику. Это процесс активного овладения знаниями, навыками и умениями под руководством наставника. Обучение должно иметь развивающий характер. Сообщая ученикам знания, учитель должен учить их наблюдать,сравнивать, анализировать, выражать свои мысли с помощью языка. Так учащиеся учатся самостоятельно мыслить и приобретать новые знания.

Жизненный опыт свидетельствует, что, переходя от обучения к практической деятельности, и в науке, и на производстве человек удерживается на уровне требований времени, если она постоянно работает над собой, то есть все время учится самостоятельно.

Труд.

Это вид деятельности, целью которого является создание общественно-полезного продукта. При этом не существенно, нужен человеку производимый ею продукт. Важно, чтобы он был нужен обществу. Это означает, что цели деятельности человека определяют не личные, а общественные потребности. Следовательно, трудовая деятельность по своей природе является общественной: ее формируют и направляют потребности общества.

Любая деятельность является общественной и своим характером. Благодаря разделению труда ни один человек не производит всего того, что ей нужно, почти никогда не участвует в производстве продуктов от начала до конца. Поэтому потребности человека удовлетворяются не ее собственным трудом, а трудом всего общества. Характер их удовлетворения определяет система производственных отношений, господствующих в обществе.

Следовательно, возникновение и развитие различных видов деятельности у человека является сложным и длительным процессом. Переход от одного вида основной деятельности к другой обусловлен изменением общественного положения человека.