СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 21
Тема: Предложения с одним главным членом (общее ознакомление)
Цель: ознакомить учащихся с предложениями, в которых есть только один главный член; продолжить работу над формированием умений определять грамматическую основу предложения; воспитывать уважение и любовь к слову, к родному языку; развивать культуру устной и письменной речи, логическое мышление, память.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения 114 (i, II, III, устно).
III. Выполнение упражнений на закрепление.
Работа у доски.
Записать предложения, подчеркнуть в каждом грамматическую основу. Указать предложения с двумя главными членами - подлежащим и сказуемым (двусоставные), и предложение с одним главным членом (односоставные).
По моей милой стране речь дивная звенит. (Г. Чупринка.) Не вместить слов казну в товстелезнім словаре. (С. Коваль.) Чистосердечное слово Божье хранит наш язык в своей сокровищнице. (Д. Белоус.) Казаному конца нет. (Род. творческим.) Любите свой язык! (В. Сосюра.) Слово. Перед ним упади на колени. (М. Данько.) Буду учиться языка золотой. (А. Малышко.)
Примечание.
Нужно объяснить ученикам, что формой составного будущего времени (буду учиться, будем держаться) выражено простой глагольный сказуемое.
Объяснительный диктант.
Указать предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого (двусоставные), и предложение с одним главным членом (односоставные). Подчеркнуть в предложениях грамматические основы.
1. Доброе слово долго помнится. От красивых слов язык не отсохнет. (Род. творческим.) Мне ответили позорным шинкарським наречием, то с русского или с украинского языка огрызко... (М. Винграновский.) Птицу узнают по перьям, а человека по языку. (Род. творческим.) Не умрет словечко мое смуглое! (П. Перебийнис.)
Словарь.
Наречие - здесь: говор.
2. Любовь. Трудолюбие. Человечность. Будем держаться этого родительского корня (Г. Стельмах). На этой земле нас окрестили. (Д. Белоус.) Пасху. Паска. Утро. Отец и мать. Мы за столом все трое розговляємось. (М. Сиренко.) Хочется в детство вернуться... (Есть. Гуцало.) Люблю легенды нашей семьи. (Л. Костенко.)
3. Уже смерклось. Пустынно в степи. Пустынная лежит дорога (И. Цюпа). На сизых лугах скошена трава. (М. Рыльский.) Дние. Заря зеленеет полосато. (М. Доленго.) Плывет перрон за сизыми стеклами. Туман. Шлагбаум. Тишина. Переезд. (Л. Костенко.) Снега, снега выпало какого! (А. Сказка.) Только растаяло. И опять промерзло. (М. Фишбейн.)
Переписать, вставляя пропущенные буквы. В каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу. Указать предложение с одним главным членом.
С уместного слова зложит..ся речь. Красная речь знаходит.. добрые слова. Не бросай слов на вит..р! Этот за словом в к..шеня не полезет. От людс..кого молвы не спрятаться в нору. Билл..е слушай, меньше говори. Договорились до сын..ого пороха. Людей п..да, а свой ум имей.
Народное творчество.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения 126 (письменно).
ИV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
П. 7, упражнение 123.