СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 20
Тема: Зв’язне речи. Устный подробный пересказ текста научного стиля
Цель: повторить изученное о сферу употребления, основные жанры и языковые особенности научного стиля, формировать умение пересказывать высказывания научного стиля с сохранением стилевых особенностей; формировать основные текстотворчі умения; уточнять и обогащать словарный запас учащихся, развивать чувство стилистической дифференциации слов, культуру речи.
Оборудование: текст для перевода.
Ход урока
И. Повторение изученного.
Самостоятельная работа с учебником.
Повторение сведений об основных стилях речи на основе обработки таблицы (с. 43).
Беседа.
· Что является предметом изучения науки стилистики?
· Какие стили речи вам известны?
· От чего зависит стиль высказываний?
· В каких сферах жизни используется разговорный стиль? художественный? публицистический? официально-деловой? научный?
· Какие вам известны основные виды (жанры) высказываний научного стиля?
· Какие языковые особенности научного стиля вы знаете?
Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 135 (устно).
II. Сообщение цели и задач урока.
ИII. Подготовка к работе над устным переводом.
Чтение теста учителем.
Выяснение значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся в пассивном словаре учащихся.
Определение темы и главной мысли текста. Определение стиля текста. Объяснения учителя относительно основных признаков текста научного стиля.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Науковий стиль обслуживает сферу науки и образования. Он вживається в научных исследованиях, учебниках, статьях, отчетах, рецензиях (профессиональных отзывах), устных научных выступлениях.
Основные признаки научного стиля такие: обобщенность (відстороненость от всего несущественного), логичность, точность (однозначность), объективность изложения мыслей. Именно эти признаки и определяют отбор соответствующих средств языка (слов, форм слов, построения предложений).
В текстах научного стиля употребляются научные термины (существительное, приставка, параллель, меридиан, радиус, процент (процент), близкие к срокам особые выражения, которые являются привычными для определенной отрасли науки (члены предложения, точка замерзания, площадь тpикутника, целые и дробные числа, полезные ископаемые), слова для называния общего понятия (дуб - не конкретное дерево, а порода деревьев; озеро как вид водоемов и др.). Существительных в текстах научного стиля значительно больше, чем других частей речи (глаголов, прилагательных и др.). Часто форма единственного числа употребляется для обозначения многих предметов (зозуля - о определенный вид птиц; серийный выпуск автомобиля - о производстве большого количества подобных машин). В текстах научного стиля преобладают сложные предложения.
Рассказ о языковых особенностях научного стиля лучше иллюстрировать примерами из прочитанного текста - назвать растворенный в нем научный термин или слово, близкое к сроку, прочитать одно-два сложных предложения из текста.
Коллективное составление плана текста (план записывается на доске и в тетрадях).
Повторное чтение учителем текста.
ИV. Устный перевод текста учащимися по плану.
V. Подведение итогов урока.
Итоговая беседа.
· В каких отраслях жизни общества употребляется научный стиль?
· Какие основные языковые признаки текстов научного стиля?
· Какие виды речевой деятельности вам известны?
· К каким видам речевой деятельности вы прибегали, готовясь к переводу? пересказывая текст?
VИ. Домашнее задание.
Упражнения 106, 136 (устно).
Тексты для перевода
1. Медведь-гора
Тот, кто побывал в Крыму, обязательно запомнил гору Аюдаг, что замыкает Гурзуфскую бухту. Своими очертаниями гора действительно напоминает медведя, пьющего воду.
Легенда утверждает, что Бог превратил кровожадного медведя на гору, чтобы спасти от него людей. На самом деле возникновение Медведь-горы связано с определенными геологическими процессами.
Во время формирования берегов Черного моря до трещин в земной коре подступала лава. Однако она не прорвалась на земную поверхность, а застыла будто в гигантской форме.
Высота Медведь-горы - превышает пятьсот метров над уровнем моря. Склоны горы поросли невысокими деревьями и кустарниками. (По Г. Скарлатом; 90 сл.)
· Объяснить значение слов бухта (небольшой залив, врезана вглубь суши), геология (наука о Земле, ее строение и развитие), лава (расплавленная масса вулканических извержений), кустарники (кустовые заросли многолетних деревянистых растений) .
· Подобрать синонимы к словам очертания (силуэт), кровожадный, гигантский.
· Составить план (ориентировочный: 1. Гора Аюдаг замыкает Гурзуфскую бухту. 2. Очертаниями гора напоминает медведя. 3. Что утверждает легенда. 4. Возникновение горы эт’связано с геологическими процессами. 5. До трещин лава подступала. 6. Лава застыла будто в гигантской форме. 7. Высота Медведь-горы. 8. Деревья и кустарники на склонах.)
· Устно пересказать текст по плану.
На доске записать: Гурзуфская бухта, геологические процессы, формирование берегов трещины в земной коре, земная поверхность, застыла в гигантской форме.
2. Лисица обыкновенная
Лисица - один из хищных зверей Украины. Она широко распространена по всей ее территории.
Как и волк, лисица относится к семейству собачьих. Своим внешним видом лиса действительно напоминает собаку. Однако от собаки лисица отличается характерными признаками. Она имеет крепкие и жилистые ноги, что позволяет ей делать внезапные длинные прыжки. В прыжках ей помогает пушистый хвост, который превышает половину длины тела. Благодаря этим особенностям лиса не уступает жизнеспособностью гораздо сильнее ее хищникам.
Лиса - осторожный зверь с прекрасно развитым обонянием и острым зрением. Питается она преимущественно млекопитающими от молодых зайцев до телят косули. Особенно много лисица добывает мелких грызунов. (По А. Корнеевым; 100 сл.)
· Объяснить значение слов территория (земельный пространство), млекопитающие (животные, самки которых вскармливают малышей своим молоком).
· Подобрать синонимы к словам распространенный, прочный, внезапный, питаться.
· Составить план (ориентировочный: 1. Лиса - хищный зверь. 2. Лисица относится к семейству собачьих. 3. Характерные признаки зверя - крепкие ноги и пушистый хвост. 4. Какова роль этих особенностей лисицы. 5. Развиты обоняние и зрение. 6. Чем питается лиса).
· Устно пересказать текст по плану.
На доске записать: распространена по территории; характерные признаки; превышает половину длины тела; не уступает жизнеспособностью; добывает мелких грызунов.
3. Животные и растения
Рассмотрим влияние лесных животных на растения. Следует отметить, что такое влияние является чрезвычайно разнообразным.
Какое влияние на лесную флору осуществляют насекомые? Серьезный вред наносит растениям гусениц многих бабочек. Вредят растениям личинки хруща. Они живут в r[месте] означает тех и питаются корнями деревьев. Особенно страдают от них сосновые леса.
Значительную пользу растения имеют от лесных муравьев, которые переносят семена. Прежде всего муравьев интересуют семена с сочными придаточными образованиями. Такое семян насекомые несут к муравейнику. И донести семя не всегда удается. Если она упадет по дороге, то позже прорастает. Такое явление имеет массовый характер.
Большое влияние на жизни лесных растений осуществляют птицы и звери. Они поедают плоды и тем самым распространяют семена.
Влияние животного мира на растения имеет большое значение для жизни леса. (По В. Петровым; 120 сл.)
· Объяснить значение слов флора (совокупность видов растений, населяющих определенную территорию), личинка.
· Подобрать антонимы к словам жаль, разнообразный; синонимы слов питаться, страдать.
· Составить план текста (ориентировочный: 1. Влияние животных на растения является разнообразным. 2. Растениям вредят гусеницы и личинки майского жука. 3. Польза от лесных муравьев. 4. Которые семени интересуют насекомых. 5. Как распространяют семена птицы и звери. 6. Влияние животных на флору имеет большое значение.)
· Устно пересказать текст по плану.
На доске записать: лесная флора; семена с сочными придаточными образованиями; явление имеет массовый характер; распространять семена; осуществлять влияние.