СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 19
Тема. Развитие связной речи. Письмо. Адрес
Цель: ознакомить учащихся с правилами написания писем, подписывание конвертов; формировать умения и навыки правильно определять содержание и композицию листа, выбирать нужные слова и словосочетания, правильно писать адрес на конверте; воспитывать речевую культуру учащихся.
Оборудование: учебник, почтовые конверты.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Работа у доски.
Задание: записать предложение, сделать синтаксический разбор, назвать обращение и однородные члены предложения.
Я так люблю тебя, мой родной край, красоту твоих степей и гор.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слово учителя.
У людей всегда была потребность общаться между собой, делиться своими мыслями, впечатлениями, чувствами. Хорошо, когда друг рядом, а если он далеко? Тогда мы пишем письма. Переписка - один из видов письменного общения.
Письмо - это написанный текст, предназначенный для общения на расстоянии с целью сообщить кому-нибудь о чем-то.
2. Коллективная работа.
Задание: прочитать текст, записанный на доске. Приятно ли было бы вам получить подобное письмо? Исправьте ошибки.
Писал из лагеря Василько:
«Новых у меня столько друзей!
Я, мама, хорошо відпочився!
И опильсинів здесь наелся.
И накупався, как никогда...
Пиши. Поздравляем. Я и Николай»
А мама так ему писала:
«Без тебя дома скучно стало.
Но тебе на пользу море
И мы встретимся скоро.
Ты молодец, что «відпочився»,-
Когда бы еще грамоте научился!»
(По Л. Гордєєвою.)
3. Работа с таблицей «Как составляется лист».
Учебник, с. 72.
PS - постскриптум - после написанного.
4. Слово учителя.
У каждого автора письма свой почерк, свой стиль, своя манера. И все они должны придерживаться единых требований.
Давайте ознакомимся с памяткой «Основные правила переписки» (учебник, с. 73).
5. Работа по учебнику.
Упражнение 164 (устно).
6. Слово учителя.
Конверт должен быть оформлен грамотно, аккуратно. На нем не следует делать лишних надписей, рисунков.
Адресат - это тот, кто получает письмо. Фамилия, имя, отчество адресата пишется полностью, в форме именительного падежа.
Адресант - это тот, кто отправляет письмо. На конверте пишется фамилия адресанта в форме именительного падежа и инициалы.
7. Коллективная работа.
Задачи: рассмотреть подписанный конверт.
Упражнение 165.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, упражнение 168. Написать письмо и подписать конверт.