СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 18
Тема. Обращение. Вставные слова и сочетания слов
Цель: ознакомить учащихся с обращениями и вставными словами и сочетаниями слов, правилами их написания и постановки знаков препинания при них; формировать умение определять их в тексте.
Оборудование: учебник, карточки.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Вопросы к ученикам.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?
3. Работа с карточками. (Работают три ученика.)
Карточка № 1
Переписать предложения, поставить, где нужно, знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения.
Пахло мятой, чабрецом душицей. Я в царстве трав рек и таинственных озер. И все было горячим в час творческую и небо и земля и камень и резец и сердце мастера.
Карточка № 2
Переписать предложения, поставить, где нужно, знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения и узагальнювальне слово.
Ученики собирали различные фрукты груши сливы яблоки. Радости и черную денек все я с вами разделю. Природа долго боролась шумела протестовала и не хотела подчиняться.
Карточка № 3
1. Переписать предложения, поставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения и узагальнювальне слово.
На домах и деревьях, заборах повсюду красный отблеск.
2. Придумать предложения по схемам:
4. Работа у доски.
Задание: записать предложения, подчеркнуть однородные члены предложения и узагальнювальне слово.
Везде красно: на небе, на косогорах и на горе.
В поход отправились учителя и старшеклассники.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Упражнение 151.
Задание: прочитать предложения с выделенными словами. Кого они называют?
2. Слово учителя.
Обращение - это слово или сочетание слов, которые называют лицо или предмет, к которому обращается говорящий.
В произношении обращение выделяется паузой, на письме запятыми или восклицательным знаком. Обращение не является членом предложения. Оно бывает распространенным и нераспространенным.
3. Работа у доски.
Задание: записать предложения, поставить знаки препинания, найти обращение. Распространено оно или нет?
Дети, какие виды легкой атлетики вы знаете?
Занимайся спортом, дорогой ученик!
Итак, можем сделать вывод, что обращение, употребленное в единственном числе, выражается существительным в кличному падеже.
4. Творческая работа.
Задача: придумать предложение с обращением.
5. Самостоятельная работа.
За задание: списать предложения, ставя слова в скобках, в форме обращения. Поставить знаки препинания.
Помогите мне (учитель) выбрать спортивную секцию. (Врач) посоветуйте, пожалуйста, комплекс упражнений для исправления осанки. (Николай) давай посмотрим чемпионат мира по баскетболу.
6. Работа с таблицей «Вставные слова. Знаки препинания при вводных словах».
Упражнение 158.
Вставные слова - это такие слова или сочетания слов, которыми говорящий выражает свое отношение к тому, о ком или о чем он сообщает.
7. Работа по учебнику.
Упражнение 159 (устно).
Задание: самостоятельно составить предложения со вставными словами: к счастью, наверное, значит, говорят.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Обобщающая беседа.
- Что такое обращение?
Обращение выделяется на письме и в устной речи?
- Какие слова называются вставными?
- Как они выделяются на письме и в устной речи?
- Могут быть обращения и вставные слова членами предложения?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 17, упражнение 161.