Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

 

УРОК № 18

Тема. Обращение. Вставные слова и сочетания слов

 

Цель: ознакомить учащихся с обращениями и вставными словами и сочетаниями слов, правилами их написания и постановки знаков препинания при них; формировать умение определять их в тексте.

Оборудование: учебник, карточки.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Вопросы к ученикам.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?

3. Работа с карточками. (Работают три ученика.)

Карточка № 1

Переписать предложения, поставить, где нужно, знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения.

Пахло мятой, чабрецом душицей. Я в царстве трав рек и таинственных озер. И все было горячим в час творческую и небо и земля и камень и резец и сердце мастера.

Карточка № 2

Переписать предложения, поставить, где нужно, знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения и узагальнювальне слово.

Ученики собирали различные фрукты груши сливы яблоки. Радости и черную денек все я с вами разделю. Природа долго боролась шумела протестовала и не хотела подчиняться.

Карточка № 3

1. Переписать предложения, поставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения и узагальнювальне слово.

На домах и деревьях, заборах повсюду красный отблеск.

2. Придумать предложения по схемам:

image7

4. Работа у доски.

Задание: записать предложения, подчеркнуть однородные члены предложения и узагальнювальне слово.

Везде красно: на небе, на косогорах и на горе.

В поход отправились учителя и старшеклассники.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнение 151.

Задание: прочитать предложения с выделенными словами. Кого они называют?

2. Слово учителя.

Обращение - это слово или сочетание слов, которые называют лицо или предмет, к которому обращается говорящий.

В произношении обращение выделяется паузой, на письме запятыми или восклицательным знаком. Обращение не является членом предложения. Оно бывает распространенным и нераспространенным.

3. Работа у доски.

Задание: записать предложения, поставить знаки препинания, найти обращение. Распространено оно или нет?

Дети, какие виды легкой атлетики вы знаете?

Занимайся спортом, дорогой ученик!

Итак, можем сделать вывод, что обращение, употребленное в единственном числе, выражается существительным в кличному падеже.

4. Творческая работа.

Задача: придумать предложение с обращением.

5. Самостоятельная работа.

За задание: списать предложения, ставя слова в скобках, в форме обращения. Поставить знаки препинания.

Помогите мне (учитель) выбрать спортивную секцию. (Врач) посоветуйте, пожалуйста, комплекс упражнений для исправления осанки. (Николай) давай посмотрим чемпионат мира по баскетболу.

6. Работа с таблицей «Вставные слова. Знаки препинания при вводных словах».

Упражнение 158.

Вставные слова - это такие слова или сочетания слов, которыми говорящий выражает свое отношение к тому, о ком или о чем он сообщает.

7. Работа по учебнику.

Упражнение 159 (устно).

Задание: самостоятельно составить предложения со вставными словами: к счастью, наверное, значит, говорят.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Обобщающая беседа.

- Что такое обращение?

Обращение выделяется на письме и в устной речи?

- Какие слова называются вставными?

- Как они выделяются на письме и в устной речи?

- Могут быть обращения и вставные слова членами предложения?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 17, упражнение 161.