Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ

 

Урок № 19

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 10. ОСНОВЫ РИТОРИКИ. ПОДГОТОВКА РЕЧИ

 

Мста: совершенствовать умения и навыки осуществлять систематическую подготовку к высказываниям и подготовку к конкретного выступления; правильно выбирать тему, определять целевую установку, подбирать языковой материал, располагать его в определенной последовательности; произносить речь, следить за реакцией слушателей, корректировать выступление в случае необходимости; развивать коммуникативно-речевые умения, продуктивное мышление, память; воспитывать у школьников с помощью мовленнєво-дидактического коммуникативного материала патриотические чувства.

Оборудование: раздаточные материалы, карточки с пословицами и афоризмами.

Внутри-предметные связи: синтаксис (текст), лексикология (сроки).

Межпредметные связи: литература, история, физика, биология.

Тип урока: урок развития речевых умений.

Вид урока: урок - риторический практикум.

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

Актуализация опорных знаний и мотивационных резервов учащихся

Два - четыре - все вместе

• Что такое речь?

• Какие есть виды речей по цели высказывания?

• Каким видом речей вы чаще всего пользуетесь? Почему?

• В чем заключается подготовительно-импровизационный характер речей?

• Какие правила следует соблюдать оратору во время произнесения речи?

• Какие виды жестов следует использовать во время речи?

• Какие виды тона способствуют установлению контакта со слушателями?

Ознакомление с темой, целью и задачами урока

Объясните, как вы понимаете афоризмы. Сформулируйте за ними тему и цель урока.

I. Ораторское вещания - где не сумма материалов, собранных из разных источников, а оригинальный, рожденный в творческих муках произведение (Есть. Ножин). 2. Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи, не узнал их, речь его бессодержательна... (Цицерон). 3. Не позволяй, чтобы язык опережал твоему мнению (Хілон). 4. ...Впечатление от десяти изречений, которые повлияли на ум, легче изгладить, чем впечатление от одного, которое повлияло на сердце... (Г. Лихтенберг). 5. Много говорить и много сказать - не есть одно и то же (Софокл). 6. Следует говорить громко, чтобы тебя услышали. Следует говорить тихо, чтобы тебя послушали (Л. Брабазон).

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Групповая работа

I группа

Прочитайте высказывания. Которые выводы о правилах общения вы можете сделать? Запишите их.

1. Говорить много и хорошо есть дар острого ума, говорить мало и хорошо есть свойство мудрого, говорить много и плохо является признаком дурака, говорить мало и плохо - признаком безумного (Ф. Ларошфуко). 2. Не должно быть в речи оратора ни слова, зараженного будто ржавчиной, никакого смысла, сделанного трудно и неплавно; по примеру наших летописцев пусть избегает оратор гадких и низких шуток, пусть вводит в свое выступление разнообразие (Тацит). 3. Говором здесь я называю такого человека, который может достаточно разумно и ясно говорить с обычными людьми общеупотребительными понятиями, а красноречивым - только такую, которая любой выбранный ею предмет может раскрыть и украсить так, чтобы он стал более выразительным и пышнее, и всех, кто усвоил и запомнил все те знания, которые могут служить источником красноречия (Цицерон). 4. Публика - это тот инструмент, на котором играет оратор, но это живой инструмент, который обнаруживает со своей стороны активность. Между теми, кто говорит, и теми, кто слушает, происходит непрерывный обмен чувствами и настроениями: кто не чувствует этого, не создан быть оратором (Е. Лабуле).

II группа

Сопоставьте украинские народные поговорки и пословицы с правилами общения. Каких правил коммуникации учит народный золотослів? Сформулируйте и запишите их.

1. Красное слово - золотой ключ. 2. Ласковые слова делают приятелей, а острые слова - заядлых врагов. 3. Сабля ранит тело, а слово - душу. 4. Говори, да назад оглядывайся. 5. Человек имеет два уши, чтобы много слушал, а один язык, чтобы меньше говорил. 6. Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь. 7. Надо знать, что сказать. 8. Шутка место имеет. 9. Лучше перекапывать словом, чем кулаком. 10. Холодным словом сердца не зажжешь. 11. Беседы много, а ума мало. 12. Говори с другими поменьше, а с собой побольше. 13. Держи хлеб на обед, а слово на одвіт. 14. Дай тебе, Боже, чтобы ты тихонько шептался, а общество тебя слушала.

Мини-исследование

Прочитайте. Составьте вопросы к текста. Вспомните, что вы знаете по анатомии о речевые органы человека, образования голоса. Назовите органы, которые участвуют в образовании гласных и согласных звуков. Почему это нужно знать оратору? Причиной того, что преподаватель плохо понимают, часто бывает не лишь слабый голос, но и неправильное дыхание, нечеткое артикуляция. Этот недостаток можно устранить путем постоянной тренировки: перед зеркалом произносить все звуки (в алфавитном порядке), записать свое выступление на магнитофон и выписать те слова, в которых допущена нечеткое произношение, путем тренировки исправить ошибки.

Успех выступления во многом зависит от тона вашего голоса. Топ может быть приятельский, агрессивный, театральный, поучительный, торжественный, деловой, миролюбивый, саркастический, разговорный или лекционный. Приятельский тон помогает завоевать симпатии слушателей, особенно на начала выступления. Агрессивный тон допустимых! только в случае осуждения какого преступления или злоупотреблений. Поучительный (или лекторский) тон желательно не применять, ибо он унижает слушателей. Лучше всего, когда оратор течение основного выступления произносит речь миролюбивым, деловым или разговорным топом.

Для оратора необходимо уметь быстро и правильно реагировать на непредвиденные обстоятельства. Для этого следует постоянно воспитывать уверенность в своих силах и учиться заранее представлять различные ситуации, которые может вызвать содержание речи, и находить ответ на них способом правильной, остроумной реакции (По И. Томаном).

Групповая работа

Объединитесь в группы, продумайте и обыграйте возможные непредвиденные ситуации во время выступления. Совместно найдите приемлемое решение каждой ситуации.

Риторический практикум

Произнесите речь по представленным материалом. Проанализируйте преимущества оратора и его недостатки, допущенные во время речи.

Украинцы, усовершенствовали мир

Сегодня мы стараемся найти новый путь в Европу, забывая о том, что мы, украинцы, уже е европейской нацией. Украина всегда тянулась в своем развитии к Западу, хотя судьба иногда распоряжалась иначе. Подтверждением этого является тот факт, что украинские деятели значительно повлияли на совершенствование мирового общественного устройства.

Я попробую это доказать на конкретных примерах и фактах.

История человечества доказала, что демократия является наиболее подходящей системой организации власти и общества. Тем приятнее знать, что основа демократического устройства, высший закон общества - конституция - впервые была написана и применена в Украине. Автором первой в мире конституции был гетман Пилип Орлик, самоотверженный украинский патриот, который посвятил жизнь борьбе за независимость Украины. Конституция Пилипа Орлика стала образцом для французской, американской и конституций других европейских государств.

В современном мире нас окружает много техники, без которой мы не мыслим своего существования. Но очень редко люди задумываются над тем, кому должны быть благодарны за появление того или иного прибора. Имя нашего соотечественника Николая Николаевича Бенардоса, которого ученые считают одним из основателей технической мысли, вряд ли известно многим украинцам, хоть с его изобретениями сталкиваемся чаще всего. Он родился на Херсонщине 1842 года. При жизни Николай Николаевич сделал 196 изобретений в различных отраслях, построил много механизмов и приборов. Именно ему человечество обязано появлением кондиционера, фритюрницы, кастрюли-швидковарки, стиральной машины, аккумуляторов. Большинство его изобретений настолько опережали свое время, что лишь через много лет нашли воплощение в конкретных проектах.

Это касается гребного винта с поворотными лопастями, электромагнитной пушки, пули с ребрами, использование прожекторов в ночных боях, пароходов, могут преодолевать отмели, автоматической оружия, цифрового замка для касс и многое другое.

Но главным его изобретением, который кардинально изменил весь мир, является электрическая дуговая сварка. Он спроектировал особняк в странном восточном стиле и полностью электрифицировал его. На такое чудо (это 1880 год!) съезжались посмотреть люди со всех соседних городов. М.М. Бенардос сам создал Первую в мире сварочную установку, разработал технологию сварки стали, меди, бронзы, чугуна.

В 1881 роде Париж с восторгом аплодировал украинскому гению и его творению, которое получило название «Електрогефест». Это произведение получил золотую награду и стал главным экспонатом Парижской международной электротехнической выставки.

Немало выдающихся людей из Украины внесли значительный вклад в процесс становления и развития авиации в мире. Это Александр Федорович Можайский, уроженец деревни Вороновки, что на Виннитчине. в 1876 году он создал первую в мире движущуюся модель самолета, а потом пертий в мире самолет. Это произошло в 1882 году. Одним из самых ярких представителей киевского самолетостроения в начале XX века был выдающийся конструктор со мировым именем Игорь Иванович Сикорский. Он окончил Киевский политехнический институт, создал собственную авиационную мастерскую, где проектировал сначала аэропланы, а потом самолеты. в 1911 году Сикорский разработал свой шестой самолет с мощным двигателем и тримісною кабиной и установил на нем мировой рекорд скорости в полете с двумя пассажирами. Он создал багатодвигунні самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», которые на заре воздухоплавания стали величайшим явлением. Они поднимали в воздух 8-10 пассажиров и преодолевали расстояние от Петербурга до Киева. Это был мировой рекорд продолжительности и высоты полета. После Первой мировой войны Сикорский построил четырехмоторный грузоподъемный самолет-гидроплан, в 30-40 годах - первый вертолет, потом вертолет-кран, вертолет-амфибию и много других. Имя нашего гениального соотечественника занесен в CШA в Национальный зал Славы изобретателей.

В развитие мирового самолетостроения большой вклад внесли украинские конструкторы Константин Алексеевич Калинин, Георгий Федорович Проскура, Иосиф Григорьевич Неман, Александр Александрович Микулин, Олег Константинович Антонов - создатель знаменитых самолетов «Антей», «Руслан», «Мрия» - самых больших транспортных самолетов в мире. А Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский со своим коллективом спроектировал космический комплекс «Энергия-Буран», который связал землю, небо и космос.

Украина может гордиться своими учеными, которые внесли большой вклад в становление мировой космонавтики. Украина и сегодня занимает призовое место в разработке и производстве сложнейших ракетно-космических систем. Имена Кибальчича Николая Ивановича, который изобрел и разработал схему порохового ракетного двигателя, Кондратюка Юрия Васильевича, который исследовал возможности полета в мировое пространство и изложил свои идеи в книге «Завоевание межпланетных пространств», известны и сегодня в космонавтике; Сергей Павлович Королев, под руководством которого были созданы ракеты-носители «Спутник», «Восток» и другие, дали возможность людям осуществить первые космические полеты. Центр украинской космонавтики - конструкторское бюро «Южное», которое возглавлял Михаил Кузьмич Ягель. Ракеты-носители «Зенит», «Циклон», «Интеркосмос», «Днепр» обеспечили полет человека на Луну.

Компьютеры сегодня стали для нас обычной вещью. У истоков этого чуда стояли именно украинские ученые-кибернетики: Александр Николаевич Щукарев, Сергей Алексеевич Лебедев, Вадим Евгеньевич Лошкарев, которые и создали первый в Европе компьютер, назывался тогда сокращенно - ЭВМ. Лебедев создал супер-ЭВМ, которая выполняла миллион операций за секунду, на Международной конференции в Дармштадте ее было признана самой быстродействующей ЭВМ в Европе.

Медицина - одна из тех отраслей, которые являются становым хребтом любой страны. Среди выдающихся медиков много имен украинских ученых: Амосов Николай Михайлович - хирург-кардиолог, разработал свои методы операции па сердце, спас жизни десяткам тысяч пациентов, Святослав Николаевич Федоров родился в городе Проскурове (ныне Хмельницкий), став врачом-офтальмологом, впервые создал искусственный кристаллик и провел операцию по имплантации его 12-летней девочке - Леночке Петровой. Девочка стала видеть.

У многих наших соотечественников судьба сложилась драматично. Кто-то из них должен был покинуть свой родной край и обогащать сокровищницу знаний нашей цивилизации на чужбине. Но благодаря им мы чувствуем гордость за наших людей и Украину (Из книги «100 известных украинцев»).

Аквариум

Обсудите ситуацию. Почему оратор, который хорошо знал, о чем говорить, и знал гораздо больше, чем мог рассказать, не достиг цели, не произвел впечатления на слушателей, не сумел заинтересовать их? Воспользуйтесь словами Дейла Карнеги: «В голосе у него был настоящий винегрет, и такой же вид имело то, чем он нас поражал. Сначала он подал мороженое, а после этого - суп. Следующими оказались рыба и орехи...»

Творческое конструирование

Напишите краткое выступление по одной из тем: «Не забывайте о тех, кого вы приручили»; «Ты знаешь, что ты - Человек...»; «Почему вредные привычки распространены среди молодежи?». Проанализируйте прослушанные речи.

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Ситуативное задание (в группах)

И группа

Прослушайте (прочитайте) описание ситуации из книги Д. Карнеги. Каждый сезон я на двадцать вечеров снимал в одном нью-йоркском отеле большой танцевальный зал для чтения в нем цикла лекций.

В начале одного из сезонов меня неожиданно сообщили, что я должен уплатить за это помещение втрое дороже, чем ранее. Эта весть пришла ко мне уже после того, как билеты были отпечатаны и распространены и были сделаны все необходимые объявления.

Конечно, я не хотел платить лишние деньги, но какой смысл имела бы разговор с администратором отеля относительно того, чего я хотел. Он интересовался только тем, чего хотел сам...

Допустим, что я бы поступил так, как конечно ведут себя в таких случаях, ворвался бы в кабинет администратора и заявил: «Что это значит - вы увеличиваете втрое арендную плату за помещение, когда, как вам известно, билеты уже отпечатаны и сделаны соответствующие объявления! Втрое! Это чушь! Я не буду столько платить!» Что бы тогда произошло? Разыгралось бы спор, а вы знаете, чем заканчивается споры. Даже если бы я убедил его в том, что он не прав, то самолюбие мешало бы его відступові...

И вот через два дня я пошел к администратора...

Представьте себя в роли арендатора помещение, продумайте свое поведение в этой ситуации. Разыграйте в парах возможен ли диалог между ними.

II группа

Смоделируйте ситуации: диалог с деканом факультета, на который собирается поступать ученик, диалог с врачом, с кандидатом в депутаты, с лидером партии «Зеленых» и т.д.

Пресс

Прокомментируйте с точки зрения современности высказывание Демосфена: «Ценность определяет не сама речь оратора и звучность его голоса, а то, насколько он разделяет точку зрения народа».

• Что следует учитывать оратору, анализируя свою речь?

• Какие критерии следует учитывать, оценивая качество речи?

• Какие языковые и речевые ошибки ухудшают впечатление от речи?

Имитационное задание

Объединитесь в нары. Проиллюстрируйте жестами и мимикой такие роли: горделивая лицо; робкий человек; неуверенная в себе человек; самовлюбленный «нарцисс»; по улице шагает военный. Передайте мимикой: скромность; ненависть; принципиальность; зависть; лицемерие.

 

IV. Домашнее задание (на выбор)

1. Подготовить выступление (речь) о одного из ведущих ораторов. Составить план, сформулировать тезисы, написать текст выступления. Провести презентацию в классе.

2. Записать на магнитофон (диктофон) произнесенный текст по профилю обучения. Отметить недостатки произношения, темпа, тембра, пауз, дыхания, интонации и т.д. Путем тренинга исправить их. Подготовить выступление перед Одноклассниками.

3. Написать текст выступления по одной из тем: «Человек, на которого я хочу быть похожим (похожей)»; «Человек рожден для больших дел, если у него хватает сил победить себя самого» (Ж. Массильон).

4. Найти на сайт ііітернету www.greatukrainians.com.ru информацию о выдающихся украинских ученых. Составить о них текст речи, заботясь о языковое оформление.