ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ
ЭКОСИСТЕМЫ
УРОК 18
ТЕМА. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ 2
Цель урока: обучающая - выяснить
уровень учебной компетентности учащихся, осуществить контроль и оценивание
учебных достижений по теме 2; развивающая - развивать умение высказывать
свои мысли письменно, выполнять разноуровневые задания; воспитательная - воспитывать
самостоятельность и ответственность.
Метод урока:
контрольно-обобщающий.
Оборудование: карточки для контроля и
оценивания.
Тип урока: контроль и оценка
учебных достижений.
Межпредметные связи:
природоведение (5 класс), биология (7 класс), география (6 класс), физическая
география (8 класс).
Структура урока
И. Сообщение темы, цели и
задач урока
II. Интеллектуальная разминка
III. Проверка знаний учащихся
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
Ход урока
И. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
УРОКА
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
РАЗМИНКА
Для того чтобы ученики настроились на
умственную работу и вспомнили основные понятия и законы темы 2, учитель предлагает
им выполнить, устно или письменно, на доске с последующим обсуждением несколько
задач, которые представлены в дидактическом материале к этой теме. Вид и сложность
задач учитель выбирает самостоятельно в зависимости от уровня подготовленности класса,
времени, отведенного на данный вид работы, и т.д.
III. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель дает время для того, чтобы ученики
оформили лист или тетрадь, в которых они будут выполнять задания и
отвечать на вопросы. В тетрадях или на листах ученики должны написать
номер итогового обобщения, дату его проведения, свою фамилию, имя и
класс. Получив карточку, ученик обязательно записывает в тетрадь или на листе номер
своего варианта.
Затем учитель раздает карточки с
задачами, напоминает время, отведенное для работы.
После окончания времени, отведенного
на работу, учитель собирает листы и тетради учащихся и карточки с заданиями.
- Вопросы и задания для
итогового обобщения 2
Вариант 1
1. Что создает зеленая архитектура?
2. Впишите в поданное предложение
пропущенные слова.
Чтобы обеспечить высокие урожаи на
полях, люди выводят новые_________________ растений, борются с_______________ и
________________, вносят в почву______________.
3. Какими двумя главными
особенностями отличается экосистема от обычной системы (например, чем
отличается экосистема аквариума от такой системы, как фонтан)?
4. Насколько правильным является выражение
«растения кормят всех»? Ответ обоснуйте.
Вариант 2
1. Приведите 2-3 примера
экосистем, созданных человеком.
2. Чем теневыносливые растения леса
отличаются от светолюбивых растений леса? Назовите два отличия.
3. Приведите по одному примеру
цепей питания в экосистеме:
а) леса;
б) степи;
в) водоемы пресной.
4. Как вы понимаете словосочетание
«земля-кормилица»?
Вариант 3
1. Как называют самые ценные,
самые плодородные почвы на Земле?
2. Почему поле - искусственная экосистема?
3. Составьте несколько цепей
питания, воспользовавшись приведенными ниже примерами организмов.
Примеры: медведь, белка, мышь,
трава, сова, заяц, жук, лесной орех, рябина, дятел, лиса, гусеница,
еж, червь.
4. Какой способ борьбы со
вредителями культурных растений лучший - с помощью ядохимикатов или
биологический? Ответ обоснуйте.
Вариант 4
1. Приведите 4-5 примеров зерновых
культурных растений.
2. Впишите названия пропущенных
организмов в готовые цепи питания.
Зеленые растения - жук -
________________ - сова- ___________________ - суслик - лиса.
Зеленые растения (водоросли) - дафнии
- карась- __________________________________.
3. Чем территория заповедника
отличается от территории национального парка?
4. Как вы понимаете поговорку «Нет
сада без насекомых, а плодов без пчел»?
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Остальную часть урока учитель посвящает
аналізуванню письменной работы. Для этого он просит учеников назвать вопросы и
задачи, которые были для них слишком сложными, и в форме беседы с классом формулирует
ответы на них, чтобы в знаниях учеников не осталось «белых пятен».
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Анализировать контрольные вопросы и
задания к теме 2.