ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ 
ЭКОСИСТЕМЫ
 
УРОК 18
ТЕМА. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ 2
 
Цель урока: обучающая - выяснить 
уровень учебной компетентности учащихся, осуществить контроль и оценивание 
учебных достижений по теме 2; развивающая - развивать умение высказывать 
свои мысли письменно, выполнять разноуровневые задания; воспитательная - воспитывать 
самостоятельность и ответственность.
Метод урока: 
контрольно-обобщающий.
Оборудование: карточки для контроля и 
оценивания.
Тип урока: контроль и оценка 
учебных достижений.
Межпредметные связи: 
природоведение (5 класс), биология (7 класс), география (6 класс), физическая 
география (8 класс).
Структура урока
И. Сообщение темы, цели и 
задач урока
II. Интеллектуальная разминка
III. Проверка знаний учащихся
IV. Подведение итогов урока 
V. Домашнее задание
 
Ход урока
И. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ 
УРОКА
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ 
РАЗМИНКА
Для того чтобы ученики настроились на 
умственную работу и вспомнили основные понятия и законы темы 2, учитель предлагает 
им выполнить, устно или письменно, на доске с последующим обсуждением несколько 
задач, которые представлены в дидактическом материале к этой теме. Вид и сложность 
задач учитель выбирает самостоятельно в зависимости от уровня подготовленности класса, 
времени, отведенного на данный вид работы, и т.д.
III. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель дает время для того, чтобы ученики 
оформили лист или тетрадь, в которых они будут выполнять задания и 
отвечать на вопросы. В тетрадях или на листах ученики должны написать 
номер итогового обобщения, дату его проведения, свою фамилию, имя и 
класс. Получив карточку, ученик обязательно записывает в тетрадь или на листе номер 
своего варианта.
Затем учитель раздает карточки с 
задачами, напоминает время, отведенное для работы.
После окончания времени, отведенного 
на работу, учитель собирает листы и тетради учащихся и карточки с заданиями.
- Вопросы и задания для 
итогового обобщения 2
Вариант 1
1. Что создает зеленая архитектура?
2. Впишите в поданное предложение 
пропущенные слова.
Чтобы обеспечить высокие урожаи на 
полях, люди выводят новые_________________ растений, борются с_______________ и 
________________, вносят в почву______________.
3. Какими двумя главными 
особенностями отличается экосистема от обычной системы (например, чем 
отличается экосистема аквариума от такой системы, как фонтан)?
4. Насколько правильным является выражение 
«растения кормят всех»? Ответ обоснуйте.
 
Вариант 2
1. Приведите 2-3 примера 
экосистем, созданных человеком.
2. Чем теневыносливые растения леса 
отличаются от светолюбивых растений леса? Назовите два отличия.
3. Приведите по одному примеру 
цепей питания в экосистеме:
а) леса;
б) степи;
в) водоемы пресной.
4. Как вы понимаете словосочетание 
«земля-кормилица»?
 
Вариант 3
1. Как называют самые ценные, 
самые плодородные почвы на Земле?
2. Почему поле - искусственная экосистема?
3. Составьте несколько цепей 
питания, воспользовавшись приведенными ниже примерами организмов.
Примеры: медведь, белка, мышь, 
трава, сова, заяц, жук, лесной орех, рябина, дятел, лиса, гусеница, 
еж, червь.
4. Какой способ борьбы со 
вредителями культурных растений лучший - с помощью ядохимикатов или 
биологический? Ответ обоснуйте.
 
Вариант 4
1. Приведите 4-5 примеров зерновых 
культурных растений.
2. Впишите названия пропущенных 
организмов в готовые цепи питания.
Зеленые растения - жук - 
________________ - сова- ___________________ - суслик - лиса.
Зеленые растения (водоросли) - дафнии 
- карась- __________________________________.
3. Чем территория заповедника 
отличается от территории национального парка?
4. Как вы понимаете поговорку «Нет 
сада без насекомых, а плодов без пчел»?
 
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Остальную часть урока учитель посвящает 
аналізуванню письменной работы. Для этого он просит учеников назвать вопросы и 
задачи, которые были для них слишком сложными, и в форме беседы с классом формулирует 
ответы на них, чтобы в знаниях учеников не осталось «белых пятен».
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Анализировать контрольные вопросы и 
задания к теме 2.