Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

 

УРОК 18 (АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ)

ТЕМА. УРОК-ЛОТО «ЭКОСИСТЕМЫ РОДНОГО КРАЯ»

 

Цель урока: учебная - систематизировать знания учащихся о типичных представителей растительного и животного мира экосистем леса, степи и пресной водоемы; развивающая - еще раз подчеркнуть, что понятие «полезные» и «вредные» относительно растений и животных с относительными, поскольку нет абсолютно бесполезных существ, каждая из них занимает свое место в определенной экосистеме; воспитательная - определить место каждого представителя экосистем в пищевой цепи и его роль в жизни человека.

Основные понятия: экосистема, лес, степь, всеядное животное, хищник.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (вспомнить, как выглядят типичные представители флоры и фауны трех распространенных экосистем), сравнительный (вспомнить роль каждого представителя в экосистеме, то есть его место в пищевой цепи).

Оборудование: три картинки формата А4 с типичными изображениями-пейзажами трех экосистем (лес, степь, пресный водоем) без жителей, рисунки или карточки с названиями типичных представителей растительного и животного мира. (Вместо рисунков-пейзажей можно воспользоваться картой «Ландшафты Украины», на которую во время игры с помощью наклеек или булавок закреплять карточки с картинками и названиями типичных представителей экосистем.)

Тип урока: повторение и закрепление нового материала.

Межпредметные связи: биология, физическая география Украины.

 

Ход урока

- Слово учителя

Сегодня мы проверим полученные знания в форме игры. Те, кто играли когда-то в лото, хорошо знают правила. Соревноваться Класс будет тремя командами, каждая из которых получит одно игровое поле - изображение определенной экосистемы. На эти поля, размещенные на доске, ведущий будет прикреплять рисунки (или названия) растений и животных, которые команда узнала. Если ни одна команда не узнала рисунок, то он выбывает из игры.

При наличии времени можно поставить дополнительные вопросы:

- Это растение или животное?

- Если растение, то это дерево, куст или травянистое растение?

- Если животное, то какого способа питание: травоядное, хищник или всеядное?

- Является ли это существо вредителем для искусственных экосистем поля или сада?

И. СООБЩЕНИЕ темы; ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА

Вопросы для учащихся

- Назовите характерные признаки экосистемы леса.

- Назовите яруса, образующие деревья и кустарники.

- Определите характерные признаки экосистемы степи.

- Определите преимущества травянистой растительности в случае единичных деревьев.

- Относятся ли влаголюбивые растения и животные, что живут и растут по берегам водоемов, водных экосистем?

III. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Ведущий берет по одной карте из тех, что лежат на столе рисунком (надписью) вниз, показывает картинку (читает название) растения или животные. Команды поднимают руки, если считают, что этот «лот» принадлежит к их экосистемы. Победителем становится та команда, которая собрала больше всего число карточек после демонстрации всего набора.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Экосистема леса

Деревья: дуб, сосна, ель, клен, липа, ясень, береза.

Кустарники: лещина, бузина, терн, шиповник, калина, боярышник.

Травы: лютик, ландыш, плющ, подснежник, пролеска.

Всего 18 представителей растений.

Животные: кабан, медведь, лось, волк, лиса, белка, заяц, еж, кукушка.

Всего 9 представителей животных.

Экосистема степи

Травы: шалфей, гиацинт, мак, житняк, мятлик, осот, піжмо, полынь, ковыль, перекати-поле, цикорий, пырей, щирица, березка.

Всего 14 представителей растений.

Животные: степной заяц, сурок, суслик, лисица-корсак, хорек, тушканчик, крот, землеройка, слепыш, степной орел, жаворонок, перепел, журавль.

Всего 13 представителей животных.

Экосистема пресной водоема

Растения: камыш, кувшинка белая, кувшины желтые, ряска, калужница, аир, осока, водоросли, планктон.

Всего 9 представителей растений.

Животные: головастик, лягушка, рак, ставковик, жабурниця, водомірна, жук-плавунец, личинки стрекоз, личинки комаров, карась, карп, щука, окунь, сом, цапля, лебедь, бобер, рыбалка.

Всего 18 представителей животных.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Каждую естественную экосистему составляют характерные для нее растительные и животные организмы, между которыми существуют определенные взаимосвязи.