ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ
ЭКОСИСТЕМЫ
УРОК 17
ТЕМА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДНЫХ
И ИСКУССТВЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ. ЗЕЛЕНАЯ АРХИТЕКТУРА. ОХРАНА ЭКОСИСТЕМ
Цель урока: учебная - подбита
итог изучения темы 2 «Естественные и искусственные экосистемы», выяснить значение
природных и искусственных экосистем в природе и жизни человека; развивающая - раскрыть
пути охраны экосистем, ознакомить с одним из направлений в архитектуре -
садово-парковым искусством и его лучшими образцами в Украине; воспитательная -
формировать у школьников экологическое мышление, подвести их к выводу о личной
ответственность каждого за сохранение экосистем.
Основные понятия: браконьерство,
опустынивание, видовой банк, зеленая архитектура, зодчество, заповедник,
национальный парк.
Методы урока: словесный (беседа),
наглядный (фотографы образцов садово-паркового искусства), сравнительный,
обобщающий.
Оборудование: фотографии образцов
садово-паркового искусства и национальных парков Украины.
Тип урока: обобщение и
закрепление изученного материала.
Межпредметные связи: биология (7
класс), география (8 класс).
Структура урока
И. Проверка домашнего задания
II. Сообщение темы, цели и
задач урока
III. Актуализация опорных знаний
учащихся, их предшествующего опыта
IV. Изложение основного материала
1. Значение природных экосистем для
человека.
2. Значение понятия «зеленая
архитектура», регулярный и пейзажный парковые стили.
3. Какой вред наносит экосистемам
человек.
4. Пути охраны экосистем.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
И. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Вопрос к ученикам
1. Сравните экосистемы поля и
сада. Чем они похожи и чем отличаются? (Письменное выполнение на доске в форме таблицы,
заготовленной учителем. Так как таблица большая, ее заполнения можно поручить 2-3
учащимся.)
Вопрос
|
Системы
|
Поле
|
Сад
|
Сходства или различия
|
1. Естественная или искусственная система
|
Искусственная
|
Искусственная
|
Сходство
|
2.Тип растений
|
Травянистые
|
Кустарниковые и древесные (плодовые)
|
Отличие
|
3. Животные, полезные для человека
|
Дождевые черви, божья коровка, муравьи,
лягушки, птицы
|
Дождевые черви, божья коровка, муравьи,
лягушки, птицы, пчелы
|
Сходство
|
4. Животные-вредители
|
Мыши-полевки, хомяки, кроты,
саранча, колорадский жук
|
Тли, клещи, яблоневые
плодожорки, жуки, мыши, зайцы
|
Отличие
|
5. Значение в жизни человека
|
Обеспечивает культурными растениями:
зерновыми, техническими и овощами
|
Обеспечивает фруктами
|
Отличие
|
6. Или е пищевые цепи?
|
Так
|
Так
|
Сходство
|
7. Какую энергию превращают
растения?
|
Энергию Солнца
|
Энергию Солнца
|
Сходство
|
2. Какую искусственную экосистему называют
садом? Как нужно ухаживать за садом?
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И
ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
ОПЫТА
Все экосистемы, которые нас окружают,
отличаются друг от друга по размерам и элементами, из которых они состоят.
- Вопрос к ученикам
- Какие признаки характеризуют
любую экосистему: естественную или искусственную? [Чтобы ответить на этот вопрос, следует
вспомнить определение экосистемы и посмотреть на заполненную таблицу:
характеристики экосистем поля и сада оказались подобными.] (В каждой экосистеме
обязательно есть живые существа. Энергия Солнца преобразуется зелеными растениями на
энергию химических связей. Наблюдаются пищевые цепи и круговорот
веществ.)
- Задания в рабочей тетради
IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Значение природных экосистем для
человека
- Работа в группах по коллективному
задачей
Поскольку урок является обобщающим и
ученикам известно значение различных природных экосистем в жизни человека, эту часть
урока рекомендуется организовать в форме работы в группах. Класс делится на
четыре группы. Методом жеребьевки каждая из них получает от учителя задание:
перечислить направления использования человеком определенной природной экосистемы. После
трех минут обсуждения группы записывают коллективные ответы, которые затем
проверяют устно всем классом.
Лес
|
Степь
|
Пресные водоемы
|
Болото
|
- Источник кислорода;
- источник продуктов питания:
грибов, ягод, орехов;
- источник древесины;
- оздоровительный и лечебный влияние
|
- Пастбища;
- покоса;
- растут лекарственные растения
|
- Источник воды;
- транспортные пути;
- места отдыха и лечения;
- на крупных реках строят
гидроэлектростанции (ГЭС)
|
- Образуется торф;
- болота дают начало многим
рекам;
- играют роль природных
фильтров
|
- Задания в рабочей тетради
Говоря о пользе природных
экосистем для людей, не следует забывать о том, что каждая экосистема - это
среда обитания определенных видов растений и животных. В случае изменения условий в
экосистеме, ее растения и животные могут погибнуть не от прямого уничтожения, а от
потери привычных для жизни условий.
- Задания в рабочей тетради
После коллективного обсуждения
задания учитель переходит к формированию понятия «зеленая архитектура».
2. Значение
понятие «зеленая архитектура», регулярный и пейзажный парковые стили
- Слово учителя
Что означает слово «архитектура»? Что есть
предметом этого вида искусства?
Архитектура (от. лат, architektura, от греч. architehton -
строитель) - искусство проектировать (создавать подробный план на бумаге) и
строить разнообразные здания и сооружения, которые служат не только практическим
целям (дома, цеха предприятий), но и представляют собой художественные произведения - храмы,
дворцы, музеи, здания театров и киноконцертных залов.
- Вопрос к ученикам
- Назовите синоним к слову
«архитектура». (Зодчество.)
Разновидностью, или частью,
архитектуры является садово-парковое искусство, или зеленая архитектура. Это направление в
архитектуре сочетает природу и художественное творчество: подбор растений, их размещение
и уход за ними сочетаются с архитектурой (сооружение беседок,
павильонов), скульптурой, созданием водоемов и фонтанов, гротов и пещер.
Садово-парковое искусство возникло в
древности на Ближнем Востоке. Наиболее известное произведение - одно из семи чудес света
- висячие сады, созданные в Вавилоне царем Навуходоносором для своей жены
Семирамиды еще в VII в. до н. э.
В XVII в. во Франции господствовал так
называемый регулярный стиль, подчинен строгому порядку: зеленые насаждения в
парках французского стиля были аккуратно подстрижены, аллеи пересекались под
прямым углом, цветники и водоемы образовывали правильные геометрические фигуры.
В XVIII в. в Англии утвердился
другой стиль - так называемый пейзажный, или нерегулярный. В этом стиле, в отличие
от французского, создавалось впечатление нетронутой природы: планирование полян
было свободным, тропинки, водоемы не образовывали прямых линий и углов. Такие парки
дополнялись романтическими водопадами, каскадами, беспорядочным нагромождением
камней.
Парк в городе Петергофе
Ленинградской области России, созданный для российских императоров, содержит
примеры двух парковых стилей: верхний парк возле дворца спланирован во французском
стиле, а нижний - в английском, или пейзажном. В Украине примерами
пейзажных парков могут быть парк Софиевка в Черкасской области,
Александрийский парк в Киевской области, многочисленные дворцовые парки на
Южном берегу Крыма: Ливадийский, Воронцовский и т.д.
В ХІХ-ХХ вв. возникли новые типы
парков - ботанические, дендрологические, спортивные, развлекательные. Все они так же
включают зеленые насаждения.
- Задания в рабочей тетради
3. Какой вред наносит экосистемам
человек
Вопрос о задачах человеком вреда
экосистемам можно рассматривать в двух формах. Одна из них - беседа.
- Беседа
- Приведите примеры вреда,
наносит человек растительному миру экосистем. (Сбор весенних цветочных
растений, вырубка лесов, в результате повторного выпаса домашних животных
уничтожаются корни растений.)
- Приведите примеры вреда,
наносит человек растительному миру леса. (Разведенные и незатушенными костры становятся
причинами лесных пожаров (так было весной 2009 года в Крыму в районе
вершины Ай-Петри); отсутствие леса по берегам рек приводит к разрушению
берегов и паводков (так было осенью 2008 года и летом 2010 года в Карпатах).)
- Приведите примеры вреда,
наносит человек животному миру экосистем. (Браконьерство - неконтролируемые,
хищнические охоты и ловли рыбы приводят к исчезновению многих видов
животных.)
- Приведите примеры вреда,
наносит человек почвам. (Ядохимикаты не только уничтожают вредителей культурных
растений, но и попадают с дождевой водой в почву. Следствием добычи
полезных ископаемых является уничтожение почвенного слоя. Строительство и образования свалок
занимает территорию почвенного покрова.)
- Приведите примеры вреда,
наносит человек воде. (Использование большого количества воды из рек для нужд
сельского хозяйства и промышленности приводит к обмелению рек и озер.)
Этот же материал можно обсудить
с учениками иначе: оформить в виде карточек с обратными вопросами:
указывается вид человеческой деятельности, а ученики должны сказать, для которой экосистемы
и какого ее компонента этот вид человеческой деятельности наиболее вреден.
- Задания в рабочей тетради
4. Пути охраны экосистем
- Слово учителя
Очень важно сохранять природные
экосистемы неизменными, чтобы они остались как образцы для будущих поколений.
Виды растений и животных, живущих в таких нетронутых экосистемах, является своего рода
видовым банком, то есть, подобно материальных ценностей, которые сдают на
хранение в банк, они сохраняются от уничтожения и могут быть использованы для
разведения на тех территориях, где были уничтожены.
Украинские ученые создали Зеленую
книгу, в которой указаны природные экосистемы Украины, которые нуждаются в охране. На
территориях, которые не претерпели изменений в результате человеческой деятельности, создают
заповедники и национальные парки - места, которые находятся под охраной государства.
В отличие от созданных парков, которые называют зеленой архитектурой,
национальные парки - естественная экосистема.
Различия заповедников и
национальных парков
Заповедник:
- запрещено посещать территории
людям, которые не являются сотрудниками заповедника.
Национальный парк:
- разрешен организованный туризм
и учебные экскурсии по специальных туристических и экологических тропах.
Сходства заповедников и
национальных парков
1. Запрещены все виды
хозяйственной деятельности: охота, отлов рыбы, сенокос, сбор грибов и
ягод, строительство, добыча полезных ископаемых и т.д.
2. Охраняют не отдельные компоненты
экосистемы (только животных, только водоемы), а всю экосистему целиком.
- Задания в рабочей тетради
Каждая экосистема дает человеку определенную
пользу. Охрана природных экосистем - задача государственного значения. Для этого
создаются заповедники и национальные парки - территории, не претерпели изменений
вследствие человеческой деятельности. Зеленая архитектура создает хорошее пространство, где
природа соединена с художественным творчеством человека.
VI. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАЧА
Дать ответы на вопросы после
параграфов. Подготовиться к итоговому обобщение темы 2.
- Задания в рабочей тетради
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Заповедные земли
Своеобразные заповедники появились еще
на заре человеческой цивилизации. Священные рощи, леса, горы и другие природные объекты
существовали в Древнем Риме и Греции, в странах Древнего Востока, в
славянских и германских племен.
Не менее древними можно считать и
заповедные угодья, где были ограничены сбор растений и охота. В конце X века.
на основании «Закона Русского» были объявлены заповедными «бортницькі угодья»
(своего рода лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также
среды обитания особо ценных пушных зверей (например бобров).
Первым государственным указом Петра И стал
указ от 1 февраля 1703 года, согласно которому следовало сделать учет лесов,
дерево-состояние которых пригодный для кораблестроения. Самовольная вырубка дуба,
сосны, лиственницы и других ценных пород каралось денежным штрафом или каторгой.
Немало заповедных мест было и в
средневековой Европе - каждый феодал имел угодья, где водилась уйма
крупных копытных (зубр, тур, лось, благородный олень, кабан), хищных зверей
(медведь, волк, рысь), птиц (глухарь, тетервак, фазан и т.д.). От бывших
заповедных мест сохранились, например, владение герцогов Савойских в Италии
- Гран-Парадизо.
В Швейцарии в 1913 году прошла
первая международная конференция по охране природы, от которой и можно вести отсчет
истории современных заповедников и национальных парков.
Поскольку земли в Европе уже сто
лет назад были частными владениями, завещать ту или иную участок природы
было крайне сложно. Поэтому много земель, которые охраняются, в Европе создавались
без изменения владельцев - на условиях аренды или специального соглашения между собственниками
участка и государством. Такие соглашения действуют уже почти век и не пересматриваются.
Создание первых заповедников в Европе дало свои плоды: процесс вымирания
многих видов животных и растений замедлился, были сохранены уникальные типы
экосистем, начала складываться основа общеевропейской экологической сети -
своеобразного зеленого каркаса на материке.
На территории Украины является старейшим
заповедник Аскания - Нова, расположенный в Херсонской области. Он был создан
в 1898 году на участке целинной степи, которая находилась под охраной с 1874
года, в имении барона Феликса Фальц-Фейна для сохранения уникальной флоры и
фауны типчаково-ковыльных степей. В наши дни заповедник занимает 11,05 тыс.
гектаров. Здесь есть уникальный дендропарк и зоопарк с экзотическими видами животных. В
20-х годах XX в. в заповеднике Аскания-Нова работал выдающийся ученый В. В.
Станчинский. Под его руководством были проведены научные исследования,
заложили основы отечественной экологии, учение о биоценоз и экосистему. В 1929
году Станчинский возглавил научный отдел заповедника Аскания-Нова, а потом
созданный им там-таки Степной институт.
В 50-60-х годах XX в. для
заповедников в Украине наступили «черные времена». их значительная часть была передана
Министерству сельского хозяйства СССР. Одни заповедники закрыли, в других
большие участки земли были отобраны для дальнейшего хозяйственного использования:
заповедные черноземы пошли под вспашку, а леса под вырубку. Заповедникам в
стране был нанесен непоправимый ущерб.
Только в 19 70-1980-х годах
заповедное дело в стране вновь начала развиваться.
Для сохранения флоры и фауны
необходимы различные природные территории и акватории (побережье водоемов),
находятся под охраной. В одних случаях для сохранения редких видов животных
и растений нужна строгая охрана, в других - достаточно закрыть шлагбаумами въезд
и, организовав пешеходные тропы, регулировать поток посетителей. Иногда на
охранной участке необходимо запретить деятельность, которая может нанести прямой ущерб
природе: охоту, рыбную ловлю, строительство. Поэтому наряду с формами строгого режима
- заповедниками, существуют и другие виды охранных территорий.
Суть государственных природных
заповедников заключается в самом понятии «заповедование», то есть сохранение в
первоначальном, нетронутом состоянии. Для того чтобы и через века наши потомки
смогли увидеть все разнообразие жизни на планете, а сама Земля не погибла бы
под гнетом промышленности, сельского хозяйства и транспорта, выделяемых
эталонные (т.е. типовые) и уникальные (неповторимые) территории и акватории, на
которых навечно по решению правительства устанавливается режим строгой охраны.
Государственные природные заповедники - это,
с одной стороны, территории, полностью и навечно изъятые из хозяйственного
использования, которые имеют особое природоохранное и эколого-просветительский
значение, а с другой - научные учреждения, где проводятся круглогодичные исследования
экосистем, флоры и фауны.
Пребывание посторонних на территории,
которая охраняется государством, запрещено. Для того чтобы посетить заповедник с
научными целями или попасть туда на экскурсию, требуется разрешение Министерства
природных ресурсов или дирекции заповедника.
Вокруг заповедника создается
особая «буферная» зона, что служит препятствием между охранной и неохоронною
территориями и ослабляет внешние воздействия на заповедную природу. Здесь также не
можно строить и добывать полезные ископаемые, рубить лес и прокладывать дороги,
тем временем как охота, рыбная ловля, санитарная вырубка леса, кошение травы
и выпаса скота допускаются.
Каждый заповедник имеет охрану, а
также научный отдел, сотрудники которого исследуют состояние популяций редких
видов растений и животных, готовят ежегодные отчеты.
Одной из форм охранных природных
территорий, сочетающий охрану и использование территории как объекта туризма, является
национальные парки. Они также являются природоохранными и научно-исследовательскими
учреждениями их территории и акватории подлежат строгой охране, но в то же время
используются для туризма и отдыха.
В национальном парке обычно есть
несколько зон: заповедная, посещение которой запрещено; и, что находится под
особой охраной,- ее посещение строго регулируется; зона познавательного
туризма и экологического образования; зона, предназначенная для отдыха, которая включает
любительское охота, рыболовство, сбор ягод и грибов; зона
обслуживание посетителей (размещение палаточных лагерей, других объектов
туристического сервиса - прокат снаряжения, места для костра и т.п.);
хозяйственная зона, что обеспечивает техническое обслуживание национального парка
(электростанция, скважина добычи воды, гаражи и т.д.).
Что можно, а что нельзя делать в
национальном парке? Разрешается делать все, что не наносит вреда природе.
Любая деятельность, наносящая ущерб природным экосистемам, растительном и
животному миру, другим охранным объектам, запрещена. В национальных парках
нельзя добывать полезные ископаемые, распахивать земли для сельскохозяйственных
потребностей, строить дороги и трубопроводы, ловить рыбу.