Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

 

УРОК 17

ТЕМА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДНЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ. ЗЕЛЕНАЯ АРХИТЕКТУРА. ОХРАНА ЭКОСИСТЕМ

 

Цель урока: учебная - подбита итог изучения темы 2 «Естественные и искусственные экосистемы», выяснить значение природных и искусственных экосистем в природе и жизни человека; развивающая - раскрыть пути охраны экосистем, ознакомить с одним из направлений в архитектуре - садово-парковым искусством и его лучшими образцами в Украине; воспитательная - формировать у школьников экологическое мышление, подвести их к выводу о личной ответственность каждого за сохранение экосистем.

Основные понятия: браконьерство, опустынивание, видовой банк, зеленая архитектура, зодчество, заповедник, национальный парк.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (фотографы образцов садово-паркового искусства), сравнительный, обобщающий.

Оборудование: фотографии образцов садово-паркового искусства и национальных парков Украины.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.

Межпредметные связи: биология (7 класс), география (8 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Значение природных экосистем для человека.

2. Значение понятия «зеленая архитектура», регулярный и пейзажный парковые стили.

3. Какой вред наносит экосистемам человек.

4. Пути охраны экосистем.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

И. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Вопрос к ученикам

1. Сравните экосистемы поля и сада. Чем они похожи и чем отличаются? (Письменное выполнение на доске в форме таблицы, заготовленной учителем. Так как таблица большая, ее заполнения можно поручить 2-3 учащимся.)

 

Вопрос

Системы

Поле

Сад

Сходства или различия

1. Естественная или искусственная система

Искусственная

Искусственная

Сходство

2.Тип растений

Травянистые

Кустарниковые и древесные (плодовые)

Отличие

3. Животные, полезные для человека

Дождевые черви, божья коровка, муравьи, лягушки, птицы

Дождевые черви, божья коровка, муравьи, лягушки, птицы, пчелы

Сходство

4. Животные-вредители

Мыши-полевки, хомяки, кроты, саранча, колорадский жук

Тли, клещи, яблоневые плодожорки, жуки, мыши, зайцы

Отличие

5. Значение в жизни человека

Обеспечивает культурными растениями: зерновыми, техническими и овощами

Обеспечивает фруктами

Отличие

6. Или е пищевые цепи?

Так

Так

Сходство

7. Какую энергию превращают растения?

Энергию Солнца

Энергию Солнца

Сходство

 

2. Какую искусственную экосистему называют садом? Как нужно ухаживать за садом?

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Все экосистемы, которые нас окружают, отличаются друг от друга по размерам и элементами, из которых они состоят.

- Вопрос к ученикам

- Какие признаки характеризуют любую экосистему: естественную или искусственную? [Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить определение экосистемы и посмотреть на заполненную таблицу: характеристики экосистем поля и сада оказались подобными.] (В каждой экосистеме обязательно есть живые существа. Энергия Солнца преобразуется зелеными растениями на энергию химических связей. Наблюдаются пищевые цепи и круговорот веществ.)

- Задания в рабочей тетради

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Значение природных экосистем для человека

- Работа в группах по коллективному задачей

Поскольку урок является обобщающим и ученикам известно значение различных природных экосистем в жизни человека, эту часть урока рекомендуется организовать в форме работы в группах. Класс делится на четыре группы. Методом жеребьевки каждая из них получает от учителя задание: перечислить направления использования человеком определенной природной экосистемы. После трех минут обсуждения группы записывают коллективные ответы, которые затем проверяют устно всем классом.

 

Лес

Степь

Пресные водоемы

Болото

- Источник кислорода;

- источник продуктов питания: грибов, ягод, орехов;

- источник древесины;

- оздоровительный и лечебный влияние

- Пастбища;

- покоса;

- растут лекарственные растения

- Источник воды;

- транспортные пути;

- места отдыха и лечения;

- на крупных реках строят гидроэлектростанции (ГЭС)

- Образуется торф;

- болота дают начало многим рекам;

- играют роль природных фильтров

 

- Задания в рабочей тетради

Говоря о пользе природных экосистем для людей, не следует забывать о том, что каждая экосистема - это среда обитания определенных видов растений и животных. В случае изменения условий в экосистеме, ее растения и животные могут погибнуть не от прямого уничтожения, а от потери привычных для жизни условий.

- Задания в рабочей тетради

После коллективного обсуждения задания учитель переходит к формированию понятия «зеленая архитектура».

2. Значение понятие «зеленая архитектура», регулярный и пейзажный парковые стили

- Слово учителя

Что означает слово «архитектура»? Что есть предметом этого вида искусства?

Архитектура (от. лат, architektura, от греч. architehton - строитель) - искусство проектировать (создавать подробный план на бумаге) и строить разнообразные здания и сооружения, которые служат не только практическим целям (дома, цеха предприятий), но и представляют собой художественные произведения - храмы, дворцы, музеи, здания театров и киноконцертных залов.

- Вопрос к ученикам

- Назовите синоним к слову «архитектура». (Зодчество.)

Разновидностью, или частью, архитектуры является садово-парковое искусство, или зеленая архитектура. Это направление в архитектуре сочетает природу и художественное творчество: подбор растений, их размещение и уход за ними сочетаются с архитектурой (сооружение беседок, павильонов), скульптурой, созданием водоемов и фонтанов, гротов и пещер.

Садово-парковое искусство возникло в древности на Ближнем Востоке. Наиболее известное произведение - одно из семи чудес света - висячие сады, созданные в Вавилоне царем Навуходоносором для своей жены Семирамиды еще в VII в. до н. э.

В XVII в. во Франции господствовал так называемый регулярный стиль, подчинен строгому порядку: зеленые насаждения в парках французского стиля были аккуратно подстрижены, аллеи пересекались под прямым углом, цветники и водоемы образовывали правильные геометрические фигуры.

В XVIII в. в Англии утвердился другой стиль - так называемый пейзажный, или нерегулярный. В этом стиле, в отличие от французского, создавалось впечатление нетронутой природы: планирование полян было свободным, тропинки, водоемы не образовывали прямых линий и углов. Такие парки дополнялись романтическими водопадами, каскадами, беспорядочным нагромождением камней.

Парк в городе Петергофе Ленинградской области России, созданный для российских императоров, содержит примеры двух парковых стилей: верхний парк возле дворца спланирован во французском стиле, а нижний - в английском, или пейзажном. В Украине примерами пейзажных парков могут быть парк Софиевка в Черкасской области, Александрийский парк в Киевской области, многочисленные дворцовые парки на Южном берегу Крыма: Ливадийский, Воронцовский и т.д.

В ХІХ-ХХ вв. возникли новые типы парков - ботанические, дендрологические, спортивные, развлекательные. Все они так же включают зеленые насаждения.

- Задания в рабочей тетради

3. Какой вред наносит экосистемам человек

Вопрос о задачах человеком вреда экосистемам можно рассматривать в двух формах. Одна из них - беседа.

- Беседа

- Приведите примеры вреда, наносит человек растительному миру экосистем. (Сбор весенних цветочных растений, вырубка лесов, в результате повторного выпаса домашних животных уничтожаются корни растений.)

- Приведите примеры вреда, наносит человек растительному миру леса. (Разведенные и незатушенными костры становятся причинами лесных пожаров (так было весной 2009 года в Крыму в районе вершины Ай-Петри); отсутствие леса по берегам рек приводит к разрушению берегов и паводков (так было осенью 2008 года и летом 2010 года в Карпатах).)

- Приведите примеры вреда, наносит человек животному миру экосистем. (Браконьерство - неконтролируемые, хищнические охоты и ловли рыбы приводят к исчезновению многих видов животных.)

- Приведите примеры вреда, наносит человек почвам. (Ядохимикаты не только уничтожают вредителей культурных растений, но и попадают с дождевой водой в почву. Следствием добычи полезных ископаемых является уничтожение почвенного слоя. Строительство и образования свалок занимает территорию почвенного покрова.)

- Приведите примеры вреда, наносит человек воде. (Использование большого количества воды из рек для нужд сельского хозяйства и промышленности приводит к обмелению рек и озер.)

Этот же материал можно обсудить с учениками иначе: оформить в виде карточек с обратными вопросами: указывается вид человеческой деятельности, а ученики должны сказать, для которой экосистемы и какого ее компонента этот вид человеческой деятельности наиболее вреден.

- Задания в рабочей тетради

4. Пути охраны экосистем

- Слово учителя

Очень важно сохранять природные экосистемы неизменными, чтобы они остались как образцы для будущих поколений. Виды растений и животных, живущих в таких нетронутых экосистемах, является своего рода видовым банком, то есть, подобно материальных ценностей, которые сдают на хранение в банк, они сохраняются от уничтожения и могут быть использованы для разведения на тех территориях, где были уничтожены.

Украинские ученые создали Зеленую книгу, в которой указаны природные экосистемы Украины, которые нуждаются в охране. На территориях, которые не претерпели изменений в результате человеческой деятельности, создают заповедники и национальные парки - места, которые находятся под охраной государства. В отличие от созданных парков, которые называют зеленой архитектурой, национальные парки - естественная экосистема.

Различия заповедников и национальных парков

Заповедник:

- запрещено посещать территории людям, которые не являются сотрудниками заповедника.

Национальный парк:

- разрешен организованный туризм и учебные экскурсии по специальных туристических и экологических тропах.

Сходства заповедников и национальных парков

1. Запрещены все виды хозяйственной деятельности: охота, отлов рыбы, сенокос, сбор грибов и ягод, строительство, добыча полезных ископаемых и т.д.

2. Охраняют не отдельные компоненты экосистемы (только животных, только водоемы), а всю экосистему целиком.

- Задания в рабочей тетради

Каждая экосистема дает человеку определенную пользу. Охрана природных экосистем - задача государственного значения. Для этого создаются заповедники и национальные парки - территории, не претерпели изменений вследствие человеческой деятельности. Зеленая архитектура создает хорошее пространство, где природа соединена с художественным творчеством человека.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАЧА

Дать ответы на вопросы после параграфов. Подготовиться к итоговому обобщение темы 2.

- Задания в рабочей тетради

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Заповедные земли

Своеобразные заповедники появились еще на заре человеческой цивилизации. Священные рощи, леса, горы и другие природные объекты существовали в Древнем Риме и Греции, в странах Древнего Востока, в славянских и германских племен.

Не менее древними можно считать и заповедные угодья, где были ограничены сбор растений и охота. В конце X века. на основании «Закона Русского» были объявлены заповедными «бортницькі угодья» (своего рода лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также среды обитания особо ценных пушных зверей (например бобров).

Первым государственным указом Петра И стал указ от 1 февраля 1703 года, согласно которому следовало сделать учет лесов, дерево-состояние которых пригодный для кораблестроения. Самовольная вырубка дуба, сосны, лиственницы и других ценных пород каралось денежным штрафом или каторгой.

Немало заповедных мест было и в средневековой Европе - каждый феодал имел угодья, где водилась уйма крупных копытных (зубр, тур, лось, благородный олень, кабан), хищных зверей (медведь, волк, рысь), птиц (глухарь, тетервак, фазан и т.д.). От бывших заповедных мест сохранились, например, владение герцогов Савойских в Италии - Гран-Парадизо.

В Швейцарии в 1913 году прошла первая международная конференция по охране природы, от которой и можно вести отсчет истории современных заповедников и национальных парков.

Поскольку земли в Европе уже сто лет назад были частными владениями, завещать ту или иную участок природы было крайне сложно. Поэтому много земель, которые охраняются, в Европе создавались без изменения владельцев - на условиях аренды или специального соглашения между собственниками участка и государством. Такие соглашения действуют уже почти век и не пересматриваются. Создание первых заповедников в Европе дало свои плоды: процесс вымирания многих видов животных и растений замедлился, были сохранены уникальные типы экосистем, начала складываться основа общеевропейской экологической сети - своеобразного зеленого каркаса на материке.

На территории Украины является старейшим заповедник Аскания - Нова, расположенный в Херсонской области. Он был создан в 1898 году на участке целинной степи, которая находилась под охраной с 1874 года, в имении барона Феликса Фальц-Фейна для сохранения уникальной флоры и фауны типчаково-ковыльных степей. В наши дни заповедник занимает 11,05 тыс. гектаров. Здесь есть уникальный дендропарк и зоопарк с экзотическими видами животных. В 20-х годах XX в. в заповеднике Аскания-Нова работал выдающийся ученый В. В. Станчинский. Под его руководством были проведены научные исследования, заложили основы отечественной экологии, учение о биоценоз и экосистему. В 1929 году Станчинский возглавил научный отдел заповедника Аскания-Нова, а потом созданный им там-таки Степной институт.

В 50-60-х годах XX в. для заповедников в Украине наступили «черные времена». их значительная часть была передана Министерству сельского хозяйства СССР. Одни заповедники закрыли, в других большие участки земли были отобраны для дальнейшего хозяйственного использования: заповедные черноземы пошли под вспашку, а леса под вырубку. Заповедникам в стране был нанесен непоправимый ущерб.

Только в 19 70-1980-х годах заповедное дело в стране вновь начала развиваться.

Для сохранения флоры и фауны необходимы различные природные территории и акватории (побережье водоемов), находятся под охраной. В одних случаях для сохранения редких видов животных и растений нужна строгая охрана, в других - достаточно закрыть шлагбаумами въезд и, организовав пешеходные тропы, регулировать поток посетителей. Иногда на охранной участке необходимо запретить деятельность, которая может нанести прямой ущерб природе: охоту, рыбную ловлю, строительство. Поэтому наряду с формами строгого режима - заповедниками, существуют и другие виды охранных территорий.

Суть государственных природных заповедников заключается в самом понятии «заповедование», то есть сохранение в первоначальном, нетронутом состоянии. Для того чтобы и через века наши потомки смогли увидеть все разнообразие жизни на планете, а сама Земля не погибла бы под гнетом промышленности, сельского хозяйства и транспорта, выделяемых эталонные (т.е. типовые) и уникальные (неповторимые) территории и акватории, на которых навечно по решению правительства устанавливается режим строгой охраны.

Государственные природные заповедники - это, с одной стороны, территории, полностью и навечно изъятые из хозяйственного использования, которые имеют особое природоохранное и эколого-просветительский значение, а с другой - научные учреждения, где проводятся круглогодичные исследования экосистем, флоры и фауны.

Пребывание посторонних на территории, которая охраняется государством, запрещено. Для того чтобы посетить заповедник с научными целями или попасть туда на экскурсию, требуется разрешение Министерства природных ресурсов или дирекции заповедника.

Вокруг заповедника создается особая «буферная» зона, что служит препятствием между охранной и неохоронною территориями и ослабляет внешние воздействия на заповедную природу. Здесь также не можно строить и добывать полезные ископаемые, рубить лес и прокладывать дороги, тем временем как охота, рыбная ловля, санитарная вырубка леса, кошение травы и выпаса скота допускаются.

Каждый заповедник имеет охрану, а также научный отдел, сотрудники которого исследуют состояние популяций редких видов растений и животных, готовят ежегодные отчеты.

Одной из форм охранных природных территорий, сочетающий охрану и использование территории как объекта туризма, является национальные парки. Они также являются природоохранными и научно-исследовательскими учреждениями их территории и акватории подлежат строгой охране, но в то же время используются для туризма и отдыха.

В национальном парке обычно есть несколько зон: заповедная, посещение которой запрещено; и, что находится под особой охраной,- ее посещение строго регулируется; зона познавательного туризма и экологического образования; зона, предназначенная для отдыха, которая включает любительское охота, рыболовство, сбор ягод и грибов; зона обслуживание посетителей (размещение палаточных лагерей, других объектов туристического сервиса - прокат снаряжения, места для костра и т.п.); хозяйственная зона, что обеспечивает техническое обслуживание национального парка (электростанция, скважина добычи воды, гаражи и т.д.).

Что можно, а что нельзя делать в национальном парке? Разрешается делать все, что не наносит вреда природе. Любая деятельность, наносящая ущерб природным экосистемам, растительном и животному миру, другим охранным объектам, запрещена. В национальных парках нельзя добывать полезные ископаемые, распахивать земли для сельскохозяйственных потребностей, строить дороги и трубопроводы, ловить рыбу.