Лекция 1 ПРЕДМЕТ И
ЗАДАЧИ КУРСА
"Этика делового общения"
как учебная дисциплина и ее задачи
Объект дисциплины - деловое
общения, ее предмет - его моральный и психологический аспекты, этические и
психологические механизмы.
Этика делового общения - это новая
учебная дисциплина, становлению и развитию которой способствовали различные отрасли науки
(этика, психология, философия, социология) и практики (управление, менеджмент
и др.). Однако самое существенное влияние на него произвели этика и
психология - науки, занимающиеся людинознавством и
изучают одну и ту же природу человеческого поведения (но под разными углами
зрения) и факторы, влияющие на жизнедеятельность людей и их взаимодействие.
Этика - наука о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли
в обществе, другими словами - о правильном (и неправильном) поведении.
Итак, надо различать этику как науку, а мораль - как реальное явление, которое она
изучает. Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение
самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь.
Следует различать понятия “мораль” и
“нравственность”. Мораль прежде всего является определенной формой сознания - совокупностью
осознаваемых людьми принципов, правил, норм поведения. Что же до нравственности,
то ее в основном понимают как воплощение этих принципов, правил и норм в реальной
поведении людей и отношениях между ними. Естественно, что такое воплощение имеет несколько
иной смысл, чем совокупность абстрактных правил и предписаний морали [8, с.
15-16].
Сферой человеческой нравственности один из
современных украинских этиков В. Малахов
считает общения. Он
подчеркивает, что человеческая нравственность реально оказывается не в сознании и даже
не в деятельности человека, а именно в ее общении с другими. Поскольку в
полноценном общении человек предстает именно как субъект, то всегда актуальна
проблема нравственного самоопределения партнеров относительно друг друга. В зависимости от
этого выбора и самоопределения общения может оказаться для человека высшей,
самой желанной роскошью (А. де Сент-Экзюпери) и настоящим адом (Ж.-П. Сартр) [8, с. 259].
Моральное сознание, что лежит в
основе такого общения, является отражением моральной практики и нравственных
отношений. Она вытекает из совокупности определенных норм, моральных принципов, мотивов
и ценностных ориентиров. Под последними чаще всего понимают субъективную
значимость определенных явлений реальности для конкретного человека и общества.
Исследования о ценностных ориентации молодежи свидетельствуют, что в их иерархии по
последние десять лет произошли заметные изменения. Если раньше на первое место молодежь
выдвигала такие ценности, как честность, дружба, любовь, то в последнее время она выделяет
деловые (карьера, бизнес, успех). Следовательно, моральные ценности обесценились и
размещаются на “нижних ступенях” иерархии, то есть иерархическая пирамида ценностей
в последнее время словно перевернулась. Поэтому важно, чтобы молодой специалист был
не только подготовлен к будущему как знаток своей специальности, но и
понимал общечеловеческую нравственность, закономерности как общей, так и социальной психологии.
Психология - наука о закономерностях
развития и функционирования психики. Под последней традиционно понимают
субъективный образ объективного мира. В настоящее время отечественные психологи уточняют это
пояття, дополняя его: “психология - это наука о человеке как субъекта психики,
психической деятельности, что включает психическую деятельность самого субъекта” [12].
Закономерности взаимодействия и деятельности людей, объединенных в группы, и
психологические особенности самих этих групп, изучает такая отрасль психологической
науки, как социальная психология. Поскольку и этика, и психология изучают
поведение личности во взаимодействии, в процессе их совместной деятельности, то
можно сказать, что этика делового общения - дисциплина, возникшая на стыке
этики и психологии. Учитывая это, она использует основные категории и понятия
такой в общем философской науки, как этика, и некоторых важных отраслей
психологии.
Сначала этическое и психологическое в
общении изучали вместе, потом эти подходы к общению отделили с целью
научного углубленного изучения. Поскольку в практической деятельности этическая и
психологическая культура общения предстают в единстве, ибо это соответствует реалиям
жизни, то в предлагаемой монографии этику и психологию общения подано
также в единстве. Именно такой подход дает возможность говорить о культуре общения.
Задачи курса “Этика делового
общения” - помочь студентам:
• получить знания о философских,
этические, психологические основы делового общения, его нормы и правила, пути
их применение, особенности этикета в разных условиях трудовой деятельности;
• научиться анализировать конкретные
ситуации, распознавая типы людей, уровень их нравственности и другие
индивидуальные особенности, которые проявляются во время делового общения;
• овладеть системой способов и
средств делового общения, его стратегиями, научиться их выбирать соответственно
в психологических и социокультурных особенностей собеседников, норм и
правил гуманистической этики;
• научиться гибко применять
избранные способы и средства в процессе общения с соотечественниками и иностранными
партнерами во время индивидуальной беседы и
коллективного обсуждения проблем, в выступлениях перед различными аудиториями, на переговорах, при разрешении конфликтов и др.;
• наметить пути формирования
культуры общения, становления и самосовершенствования индивидуального стиля
общение специалистов в соответствии с этических и психологических норм и правил.
Общение является одной из центральных
проблем, через призму которой изучаются вопросы восприятия и понимания людьми
друг друга, лидерство и руководство,
сплоченность и конфликтность, межличностные взаимоотношения и др. Общение
помогает глубже рассмотреть процесс межличностного взаимодействия и межличностных
взаимоотношений.
Интерес к общению проявляют
представители различных наук, так как оно является многомерным, многоуровневым феноменом.
Философы, например, анализируют общение как способ реализации общественных
отношений, рассматривают его как вид деятельности, где фиксируются субъект-субъектные
отношения, исследуют влияние общения на формирование личности. Именно они
подчеркнули необходимость осознания значимости Другого и ценности обращения
к нему как к равноправному и ответственного субъекта. Исследование проблем
общение в обще-философском плане является методологической основой, на которой базируется изучение этого
феномена в других научных дисциплинах, например в этике, психологии,
социологии, медицине, педагогике.
Интересно, что в основном из понимания
роли и знание механизмов общения возник менеджмент как функция руководства
людьми и отрасль человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию [9, с. 5].
Менеджер, руководитель тратят на общение 50-90% рабочего времени, чтобы
реализовать свою роль в межличностных отношениях, информационном обмене и
процессе принятия решений и выполнения управленческих функций планирования,
организации и контроля. Поэтому общение для них - процесс, который связывает все
основные виды управления. 75% американских, 63% английских и 85% японских
предпринимателей считают, что неэффективное общение является основным препятствием на пути достижения положительного результата в их деятельности,
то есть нерезультативное общение - одна из основных причин возникновения проблем в
их работе [9, с. 5]. Общение стало основой маркетинга и его главным
методом. Специалисты по маркетингу должны знать запросы и желания потребителей
только из первых рук, встречаться
лично с клиентами, каждый из которых имеет свои черты характера, темперамент,
привычки и т.д. Главный лозунг маркетинга: “Потребители требуют от производителей
общение. Они хотят, чтобы с Вами было легко общаться” [15, с. 158-159].