Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

"Этика делового общения" как учебная дисциплина и ее задачи

 

Объект дисциплины - деловое общения, ее предмет - его моральный и психологический аспекты, этические и психологические механизмы.

Этика делового общения - это новая учебная дисциплина, становлению и развитию которой способствовали различные отрасли науки (этика, психология, философия, социология) и практики (управление, менеджмент и др.). Однако самое существенное влияние на него произвели этика и психология - науки, занимающиеся людинознавством и изучают одну и ту же природу человеческого поведения (но под разными углами зрения) и факторы, влияющие на жизнедеятельность людей и их взаимодействие.

Этика - наука о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе, другими словами - о правильном (и неправильном) поведении. Итак, надо различать этику как науку, а мораль - как реальное явление, которое она изучает. Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь.

Следует различать понятия “мораль” и “нравственность”. Мораль прежде всего является определенной формой сознания - совокупностью осознаваемых людьми принципов, правил, норм поведения. Что же до нравственности, то ее в основном понимают как воплощение этих принципов, правил и норм в реальной поведении людей и отношениях между ними. Естественно, что такое воплощение имеет несколько иной смысл, чем совокупность абстрактных правил и предписаний морали [8, с. 15-16].

Сферой человеческой нравственности один из современных украинских этиков В. Малахов считает общения. Он подчеркивает, что человеческая нравственность реально оказывается не в сознании и даже не в деятельности человека, а именно в ее общении с другими. Поскольку в полноценном общении человек предстает именно как субъект, то всегда актуальна проблема нравственного самоопределения партнеров относительно друг друга. В зависимости от этого выбора и самоопределения общения может оказаться для человека высшей, самой желанной роскошью (А. де Сент-Экзюпери) и настоящим адом (Ж.-П. Сартр) [8, с. 259].

Моральное сознание, что лежит в основе такого общения, является отражением моральной практики и нравственных отношений. Она вытекает из совокупности определенных норм, моральных принципов, мотивов и ценностных ориентиров. Под последними чаще всего понимают субъективную значимость определенных явлений реальности для конкретного человека и общества. Исследования о ценностных ориентации молодежи свидетельствуют, что в их иерархии по последние десять лет произошли заметные изменения. Если раньше на первое место молодежь выдвигала такие ценности, как честность, дружба, любовь, то в последнее время она выделяет деловые (карьера, бизнес, успех). Следовательно, моральные ценности обесценились и размещаются на “нижних ступенях” иерархии, то есть иерархическая пирамида ценностей в последнее время словно перевернулась. Поэтому важно, чтобы молодой специалист был не только подготовлен к будущему как знаток своей специальности, но и понимал общечеловеческую нравственность, закономерности как общей, так и социальной психологии.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Под последней традиционно понимают субъективный образ объективного мира. В настоящее время отечественные психологи уточняют это пояття, дополняя его: “психология - это наука о человеке как субъекта психики, психической деятельности, что включает психическую деятельность самого субъекта” [12]. Закономерности взаимодействия и деятельности людей, объединенных в группы, и психологические особенности самих этих групп, изучает такая отрасль психологической науки, как социальная психология. Поскольку и этика, и психология изучают поведение личности во взаимодействии, в процессе их совместной деятельности, то можно сказать, что этика делового общения - дисциплина, возникшая на стыке этики и психологии. Учитывая это, она использует основные категории и понятия такой в общем философской науки, как этика, и некоторых важных отраслей психологии.

Сначала этическое и психологическое в общении изучали вместе, потом эти подходы к общению отделили с целью научного углубленного изучения. Поскольку в практической деятельности этическая и психологическая культура общения предстают в единстве, ибо это соответствует реалиям жизни, то в предлагаемой монографии этику и психологию общения подано также в единстве. Именно такой подход дает возможность говорить о культуре общения.

Задачи курса “Этика делового общения” - помочь студентам:

• получить знания о философских, этические, психологические основы делового общения, его нормы и правила, пути их применение, особенности этикета в разных условиях трудовой деятельности;

• научиться анализировать конкретные ситуации, распознавая типы людей, уровень их нравственности и другие индивидуальные особенности, которые проявляются во время делового общения;

• овладеть системой способов и средств делового общения, его стратегиями, научиться их выбирать соответственно в психологических и социокультурных особенностей собеседников, норм и правил гуманистической этики;

• научиться гибко применять избранные способы и средства в процессе общения с соотечественниками и иностранными партнерами во время индивидуальной беседы и коллективного обсуждения проблем, в выступлениях перед различными аудиториями, на переговорах, при разрешении конфликтов и др.;

• наметить пути формирования культуры общения, становления и самосовершенствования индивидуального стиля общение специалистов в соответствии с этических и психологических норм и правил.

Общение является одной из центральных проблем, через призму которой изучаются вопросы восприятия и понимания людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность, межличностные взаимоотношения и др. Общение помогает глубже рассмотреть процесс межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений.

Интерес к общению проявляют представители различных наук, так как оно является многомерным, многоуровневым феноменом. Философы, например, анализируют общение как способ реализации общественных отношений, рассматривают его как вид деятельности, где фиксируются субъект-субъектные отношения, исследуют влияние общения на формирование личности. Именно они подчеркнули необходимость осознания значимости Другого и ценности обращения к нему как к равноправному и ответственного субъекта. Исследование проблем общение в обще-философском плане является методологической основой, на которой базируется изучение этого феномена в других научных дисциплинах, например в этике, психологии, социологии, медицине, педагогике.

Интересно, что в основном из понимания роли и знание механизмов общения возник менеджмент как функция руководства людьми и отрасль человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию [9, с. 5]. Менеджер, руководитель тратят на общение 50-90% рабочего времени, чтобы реализовать свою роль в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений и выполнения управленческих функций планирования, организации и контроля. Поэтому общение для них - процесс, который связывает все основные виды управления. 75% американских, 63% английских и 85% японских предпринимателей считают, что неэффективное общение является основным препятствием на пути достижения положительного результата в их деятельности, то есть нерезультативное общение - одна из основных причин возникновения проблем в их работе [9, с. 5]. Общение стало основой маркетинга и его главным методом. Специалисты по маркетингу должны знать запросы и желания потребителей только из первых рук, встречаться лично с клиентами, каждый из которых имеет свои черты характера, темперамент, привычки и т.д. Главный лозунг маркетинга: “Потребители требуют от производителей общение. Они хотят, чтобы с Вами было легко общаться” [15, с. 158-159].