Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Вступление

 

Кто я? Этот вопрос время от времени встает перед каждым из нас. Мы спрашиваем как себя, так и других, в частности студентов на занятиях по психологии и этики. Чаще всего даются ответы двух типов: “Я - человек” и “Я - студент”. В первом случае четко встает наша человеческая сущность, во втором - социальная роль, деловая функция.

Быть человеком в нашем понимании - это прежде всего мыслить, чтобы физически и духовно выжить в сложных условиях, сложившихся в стране и мире. Для индивидов, у которых основная ориентация “быть человеком”, ценными являются межличностные и деловые связи, общение с другими, удовольствие эмоциональных потребностей, в частности в любви, радости, солидарности.

Как отмечали этики Украины в своем обращении к народу в ноябре 1990 года, в последнее время едва ли не самым дефицитом у нас становятся доброта, обычное человеческое тепло. “Мы теряем даже те крошки здоровой человеческой нравственности, которые выдержали экзамен трагического прошлого семидесятилетие. Выветриваются издревле присущи нашему народу душевность, участливость, зато пышно разрастаются ненависть и жестокость, звериный поезд до индивидуального и группового самоутверждения за счет других...” *. Поэтому сегодня особенно остро встает перед нами вопрос соблюдения этических норм, в частности в деловом общении.

Молодежь как наименее консервативный прослойка общества считает себя сегодня не объектом, а субъектом своей жизни, своего жизнетворчества. Молодежь, в частности студенческая, готовится активно включаться в различные сферы деловой жизни. Но надо приложить немало усилий, чтобы усвоить нормы гуманистической этики, внедрить их в деловые отношения, общение, чтобы можно было жить достойно, радостно. Хотелось бы помочь молодежи, которая начинает самостоятельную деятельность (в бизнесе, политике, сфере обслуживания, науке и др.) в решении проблем общения с другими и отношение к другим с уважением. Это важно для развития личности, ее самореализации как субъекта жизни.

В большинстве западных стран деловую этику включено в программы институтов и университетов, колледжей и школ бизнеса. Это связано с тем, что любая деятельность человека, в частности политическая, предпринимательская, имеет этические и правовые критерии. В жизни, в частности в бизнесе, часто возникают ситуации, когда люди соблюдают закон, но нарушают этические нормы и правила. Это имеет негативные последствия как для бизнеса, так и для общества в целом.

В предлагаемом курсе лекций проблема общения рассматривается в единстве этических и психологических подходов, поскольку именно в совокупности они дают возможность адекватно понять реальность, выбрать такие способы и средства общения, которые максимально будут способствовать успеху в деятельности и жизни.

Курс лекций состоит из 13 разделов. Разделы 1-7, 9-12 написаны совместно Т. К. Чмут и Г. Л. Чайкой, раздел 8 - совместно И. Б. Осечинською, Т. К. Чмут и Г. Л. Чайкой, раздел 13 - М. П. Лукашевичу.

Конечно, в данной работе рассмотрены не все этические проблемы делового общения, некоторые представлены неполно. Наша страна еще развивается, меняется, “болеет”, а это влияет и на жизнь, в частности деловое, каждого ее гражданина. Какие-то этические нормы и правила исчезают, что-то новое появляется, апробируется. Однако общечеловеческие моральные ценности, которые являются вечными, не умирают. Важно, чтобы они были достоянием всех и каждого. В пригодится нам станет и лучший мировой опыт. К его анализа, в частности достижений гуманистической этики и психологии в контексте делового общения, обратились авторы при подготовке предлагаемого курса лекций. Кроме того, изучался опыт лучших специалистов по менеджменту как отечественного, так и мирового уровня. Для анализа использованы литературные источники по этике, психологии и менеджмента, а также результаты исследований, которые проводились как авторами, так и другими специалистами из этих проблем.

Высокая моральная и психологическая культура общения - залог жизнеспособности общества и жизнетворчества человека. Надеемся, что наша работа будет способствовать усвоению этой культуры, самосовершенствованию личности будущих специалистов и формированию у них культуры жить и взаимодействовать с другими.

______________________________________________________

* См.: Зеленый мир. - 1990.- № 14.