Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Общение как основа жизнедеятельности людей и их взаимодействия

 

Чтобы понять научную природу общение, можно воспользоваться подходами, в основе которых лежит роль, которую играет для нас Другой, с которым мы вступаем в контакт: моносуб'єктивний, полііндивідний, інтеріндивідний и субъект-субъектный [4]. Согласно моносуб'єктним подходом человек в этом мире почти одинокая. Общение для нее - эпизод из ее жизни, в котором другой человек не играет заметной роли. Полііндивідний подход к общению основывается на представлении, что индивид не просто один, а один среди других. Личностями становятся лишь отдельные люди - “вожаки”, “герои”, “руководители”. Здесь влияние одного человека предполагает учет психики других. На признании этого фактора построена, например, прикладная дисциплина “имиджелогия”. В основе інтеріндивідного подхода лежит согласие, то есть одинаковое понимание людьми ситуации. Во время такого общения люди уступают друг другу, приспосабливаются друг к другу. Однако если роль Другого не отвечает чаяниям человека, то для него основной будет собственная позиция, а Другой станет объектом, а не субъектом общения. Если же Другой остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью, то общение будет иметь характер субъект-субъектного. Этот подход можно определить как диалогический. Ни один из описанных подходов не является “положительным” или “отрицательным”. Все они помогают познать механизмы общения, расширяют спектр научных данных. Авторы, используя все ценное, что присуще различным подходам, при рассмотрении того, что составляет самый высокий уровень общения, опираются прежде всего на субъект-субъектный подход. Именно он является ближайшее к гуманистической ориентации в этике и психологии, а следовательно, и в общении.

Общаясь, люди обмениваются информацией, обобщениями, мыслями, чувствами. Поэтому общение можно охарактеризовать так:

• коммуникация, прием и передачи информации (понятно, что информацию можно получить также благодаря наблюдению);

• взаимодействие, взаимовлияние, обмен мыслями, ценностями, действиями;

• восприятия и понимание друг друга, то есть познания себя и другого.

Итак, общение - это межличностная и межгрупповая взаимодействие, основу которой составляет познание одно одного и обмен определенными результатами психической деятельности (информацией, мнениями, чувствами, оценками и т.д.) [1]. Другими словами, общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Заметим, что в английском языке нет слова “общение”, есть только слово "Communication", которое трактуется гораздо шире, чем “коммуникация” в нашей литературе.

Без общения невозможно существование человеческого общества. Особенно это чувствуют те, кто длительное время живет один. Например, исследователь Г. Бард, который в течение шести месяцев находился один среди снегов Антарктиды, писал, что человек не может обойтись без звуков, голосов, без общение с другими, как не может жить без фосфора или кальция. В одиночестве он искал покоя и духовного обогащения, а нашел лишь разочарование и безысходность. Известно, что самым тяжелым наказанием в Древней Греции был остракизм, т.е. запрет общаться с осужденным.

Конечно, иногда человеку нужно побыть наедине. Такое пребывание сам-на-сам со своими мыслями М. Монтень, например, относит к одному из видов общения [11, с. 33]. Этот взгляд разделяют не все ученые, однако и он имеет право на существование.