Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

 

РАЗДЕЛ 1

 

1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

1.1. Предмет и задачи педагогической психологии

 

Педагогическая психология - это отрасль психологической науки, которая исследует психологические проблемы воспитания и обучения личности - основных механизмов направленной социализации человека.

Предметом педагогической психологии является исследование психологических закономерностей процесса направленной социализации, то есть превращение биологического существа в человеческую личность в социальном, специально организованной среде.

Таким специально организованной средой является любой институт социализации (детский сад, общеобразовательная школа, вуз, при определенных условиях семья), который создает общество с умыслом получить на выходе из него цивилизованного индивида, то есть такого человека, который способен принять на себя и эффективно реализовать определенную социальную роль. Такой взгляд на предмет педагогической психологии, прежде всего, обусловлено пониманием неделимой единства существования и развития таких социальных образований, которыми являются общество и человеческая личность, а также несомненной заинтересованностью любого общества в самовідтворюванні через подготовку новых поколений компетентных носителей и розбудовників его материальной и духовной культуры.

Современная педагогическая психология представляет собой самостоятельную отрасль научного познания, которая базируется на знаниях общей, социальной, возрастной психологии, психологии личности и педагогических дисциплин. Собственная более чем 250-летняя история ее становления раскрывает сущность и специфику предмета этой науки, особенности ее развития на отечественной почве. Условно здесь можно выделить несколько этапов:

Этап философско-педагогического или обще-дидактического развития психолого-педагогических идей длился с середины XVII в. до середины XIX и был связан с именами Яна Коменского (1592-1670), Джона Локка (1632-1704), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Песталоцци (1746 - 1827), Иоганна Гербарта (1776-1827), Адольфа Дістервега (1790-1841) и др. В произведениях этих педагогов и философов высказывались многочисленные психологические идеи о сущности и особенностей эффективной организации образовательных процессов, однако все они еще не были системными.

Этап теоретического обоснование педагогической психологии как науки приходится на 50-70-е годы XIX в. Он тесно связан с именами Николая Пирогова (1810-1881), Константина Ушинского (1824-1871) и Петра Каптєрева (1849 - 1922). Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" обосновал необходимость педагогической психологии как науки, определил ее предметное содержание и взаимосвязи с другими науками о человеке. П. Ф. Каптєрев в 1877 г. опубликовал труд "Педагогическая психология", которую посвятил психологическому анализу образовательного процесса. Впервые использована им название так и закрепилось за этой дисциплиной, как, кстати, и срок - образование, совмещал понятия обучения и воспитания, а также активность педагога и учащихся в этом процессе.

Этап экспериментального и организационного становления длился с конца 70-х годов XIX в. до 20-30-х годов XX ст. Первая отечественная экспериментальная работа, посвященная умственной усталости школьников, принадлежала И. О. Сикорского (1842-1919), который был издан в 1879 г. В 1901 г. В. М. Бехтерев (1857-1927) основал первую лабораторию по проблемам педагогической психологии, а в 1907 г. - институты педологии и психоневрологии. Почти тогда же, в начале века, подобные лаборатории возникли в Германии (Э. Мейман (1862-1915)) и Франции (А. Бине (1857-1912)). В этот период в психологии проводилась активная организационная работа, происходили съезды психологов и педагогов, на которых, как и в профессиональной прессе, шли ожесточенные споры двух лагерей ученых - О. П. Нечаева и Г. Г. Челпанова. Они отстаивали разные взгляды на пути развития психолого-педагогической науки: экспериментально-прикладной и философско-теоретический.

Советский этап в развитии отечественной педагогической психологии начался с 20-х годов XX ст. В этот период на марксистской основе был создан ряд психологических концепций (Л. С. Выготского (1896-1934), С. Л. Рубинштейна (1889-1960), А. С. Макаренко (1888-1939), Д. Б. Эльконина (1904-1984), О. М. Леонтьева (1903-1979), Г. С„ Костюка (1899-1982), О. В. Запорожца (1905-1981), П. Я. Гальперина (1902-1988)), которые вошли в теоретический арсенал мировой психолого-педагогической науки.

Это был и время активной организационной перестройки соответствующих научных центров. В 1945 г. в Киеве открылся Научно-исследовательский институт психологии Академии наук Украины, основная проблематика исследований которого была и ныне остается психолого-педагогической. Педагогическая психология начала преподаваться в университетах страны, средних специальных и высших учебных заведениях педагогического направления. Необходимость надлежащего научно-методического обеспечения преподавания привела к созданию в высших учебных заведениях соответствующих кафедр и профильных лабораторий, которые со временем становились очагами развития вузовской психолого-педагогической науки.

Современный этап развития педагогической психологии в Украине с 1991 г. тесно связан с новым этапом организационного становления психологической науки. Так, только за последние 10 лет рядом со старейшим центром развития психолого-педагогической науки страны - Институтом психологии имени Г. С. Костюка (основан в 1945 г.) при Академии педагогических наук Украины возникли научно-исследовательские институты, исследующие различные аспекты педагогической психологии: НИИ проблем воспитания, НИИ проблем профессионального образования, НИИ дефектологии, НИИ проблем высшей школы и др. В этих научных учреждениях сосредоточен мощный научный потенциал, результаты реализации которого на сегодня известны далеко за пределами Украины.

Закономерно, что развитие науки влечет за собой и изменение взглядов на ее предмет, которые становятся со временем все более обобщенными и систематизированными. Не исключением в этом отношении является и педагогическая психология. Так, еще в 1935 г. О. М. Леонтьев, на то время заведующий отделом детской и генетической психологии Всеукраинской психоневрологической академии, выделял как минимум три существующие тогда в отечественной психологической науке подходы к пониманию области педагогической психологии.

Первый аспектный подход представляла позиция С. Л. Рубинштейна, который считал, что педагогическая психология - это наука о педагогическом процессе, который рассматривается с психологической точки зрения. Понятно, что в таком толковании предмет психологической науки является неопределенным и фактически растворяется в предмете педагогики.

С позиции другого известного педагога П. П. Блонского (1884-1941), педагогическая психология должна заниматься приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения, добавляя к смотров общих психологических курсов "педагогические выводы".

Еще один "психотехнічний" подход предусматривал относить к педагогической психологии результаты всех исследований, которые используют психологические методики и имеют значение для психологии. Учитывая указанное, предмета исследования педагогической психологии здесь не предполагалось вообще. Сам же О. М. Леонтьев предлагал в рамках педагогической психологии, исследовать психологию деятельности ребенка в процессе обучения и воспитания, при чем не какой-либо деятельности, а лишь той, которая является специфической для этого процесса.

За таким видением предметом педагогической психологии становилась психологическая деятельность ученика в процессе обучения и воспитания. 1 это в перечне названных определений является найконкретнішою дефиницией, хотя, с позиции современного видения, и недостаточно полной. В частности, в ней не представлены вопросы психологии педагога, ученических коллективов, педагогических средств и технологий как объектов психолого-педагогического анализа.

Эволюция взглядов это обычное дело не только для науки в целом, но и для ее отдельных представителей. Показательна в этом смысле позиция С. Л. Рубинштейна, который в главе "Обучение и развитие" известного учебника "Основы общей психологии" (1946 г.) уже означает предмет педагогической психологии как исследование психологических закономерностей обучения и, в частности, его центральной части - процесса устойчивого усвоения знаний, в который включается восприятие материала, его осмысливание, запоминание, что дает возможность свободно пользоваться усвоенным в различных ситуациях. Такое понимание вполне созвучно с приведенной мыслью О. М. Леонтьева и в определенной степени конкретизирует ее.

Л. С. Выготский предмет педагогической психологии определяет как социально-философскую категорию. С его точки зрения, педагогическая психология - это наука о законах изменения человеческого поведения и о способах овладения этими законами. С учетом предмета науки ее составляющими должны выступать психология культуры и педагогическая психотехника исследования в приложении к проблемам воспитания. Сам же процесс воспитания Л. С. Выготский характеризовал как искусственный развитие, то есть социально сконструированный и управляемый процесс изменения человеческого индивида в процессе овладевания общественными орудиями с целью самосовершенствования и адаптации к жизнедеятельности в сообществе. Такими орудиями выступают, в первую очередь, речь и другие носители социальной информации.

С позиции современной методологии психолого-педагогической науки ее основной задачей является исследование условий обеспечения эффективной социализации индивида на его пути достижения социальной зрелости. Сам процесс социализации предстает в неделимой единства двух его взаимосвязанных активных элементов: активности социальных воздействий на ребенка как на объект социализации и активности самого ребенка как субъекта усвоения этих воздействий. Наиболее полно и систематизировано активные соціалізуючи воздействия воплощено в категориях воспитания и обучения. Категория воспитание ассоциируется с организацией развития личности в целом. По другой логике, психология воспитания рассматривает вопросы формирования потребо-мотивационной сферы человеческого индивида и педагогических условий, обеспечивающих эффективное становление его эмоционально-волевых характеристик, компонентов мировоззрения и самосознания. Категорию обучение сосредоточено на психологических вопросах педагогического патронажа развития познавательных способностей человека, его компетентности в различных сферах бытия.

Следовательно, с определенной степенью условности педагогическую психологию разделяют на психологию воспитания, которая изучает закономерности активного и целенаправленного формирования личности, и психологию обучения, которая изучает закономерности передачи и усвоения знаний, умений и навыков. В последние годы выделяются еще такие сферы педагогической психологии, как психология педагога и педагогической деятельности, исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном и педагогическом коллективах. В каждом из этих случаев воспитание и обучение рассматриваются как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ребенка, педагога, ученика, учителя). Рассматривая ученика как субъекта обучения, получим учебную деятельность, или учения как предмет педагогической психологии. Когда же субъектом обучения и воспитания является педагог, который выполняет функции организации, стимуляции и управления учебно-воспитательной деятельностью, то речь идет о психологических особенностях его педагогической деятельности как о предмете педагогической психологии.

В целом педагогическая психология исследует психологические вопросы управления процессом социализации индивида, форму-вание социально важных качеств и познавательных процессов личности, выбирает критерии умственного и личностного развития ребенка, выявляет условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект учебно-воспитательных технологий на различных стадиях развития личности.

Задачами современной педагогической психологии является следующее:

раскрытие психологических механизмов учебных и воспитательных воздействий на интеллектуальное и личностное развитие ученика;

определение механизмов и закономерностей освоения учащимися социокультурного опыта, хранения его в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях;

определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития учащихся и формами и методами обучающего и виховуючого воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и т.д.);

определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащихся и влияния этих процессов на их личностное и интеллектуальное развитие, а также на учебно-познавательную и социальную активность;

исследование психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

определение психологических основ диагностики уровня и качества воспитанности и способностей учащихся, усвоения ими знаний, умений и навыков;

разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы. Важной особенностью развития современной психологической науки является ее направленность на разработку прикладных проблем. Свидетельством реализации такого интереса является тенденция к выделению, помимо теоретических направлений развития педагогической психологии школьного, дошкольного и вузовского практической психологии. Эти сравнительно новые отрасли психолого-педагогической науки ориентированы на исследования и научно-методическую поддержку реализации основных задач педагогического процесса в конкретных условиях его организации.

Учитывая типологические особенности отдельных групп как объектов исследования, принято выделять такие традиционные направления педагогической психологии:

психология дошкольного воспитания;

психология обучения и воспитания в школьном возрасте (младшем, среднем и старшем);

психология профессионально-технического образования;

психология высшей школы;

психология последипломного образования.

Понятно, что в зависимости от того, где, при каких условиях и на решение каких задач направлено воспитания и обучения, приобретает дополнительных нюансов и предмет педагогической психологии как науки.