РАЗДЕЛ 1
1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.2. Межпредметные связи педагогической психологии с другими науками
Как отрасль психологической науки педагогическая психология имеет тесные межпредметные связи с такими психологическими дисциплинами, как общая и социальная, возрастная и специальная психология. Особый характер межпредметных связей существует между педагогической психологией и педагогикой.
Общая психология является базовой наукой для педагогической психологии. Это проявляется в активном использовании педагогической психологией научных фактов относительно специфики, структуры и проявлений отдельных психических функций как объектов психолого-педагогического исследования. Кроме того, педагогическая психология активно использует достижения общей психологии в области методологии психологических исследований. На этой базе педагогическая психология создает собственную, производную от обще-психологической, систему категорий и принципов научной теории. В традициях отечественной психологии основными считаются принципы детерминизма и развития (это самые старые, найуніверсальніші научные эвристики), отображение и единства психики и деятельности, объективности, системного подхода и т.д.
Категория педагогического взаимодействия как центральное понятие педагогической психологии обозначает однозначные родо-видовые отношения педагогической психологии с социальной психо-логією. Как известно, предметом исследования социальной психологии выступают явления формирования, протекания и результативности влияния социального взаимодействия на социальные объекты и социально-психологические характеристики социальных объектов (будь то личность или группа лиц). Педагогическое взаимодействие в этом отношении выступает как частный случай социального взаимодействия, для которой справедливы все основные социально-психологические особенности общения людей и закономерности их взаимодействия между собой и с групповыми субъектами. Тенденция к сближению указанных дисциплин на сегодня реально отражена в возникновении новой отрасли психолого-педагогической науки, которая имеет название социальная педагогическая психология. Она изучает проблемы социализации личности ученика, психологии личности учителя как субъекта педагогического общения и деятельности, вопросы специфики межличностных отношений в ученических группах в процессе педагогического взаимодействия и др.
Единство педагогической и возрастной психологии обусловлена, прежде всего, единством их объекта исследования, за который принимается онтогенез личности в социальных условиях. Если этот объект рассматривается в плане особенностей и закономерностей возрастного развития личности в условиях ее социализации, то мы получаем предмет возрастной психологии. В случаях, когда необходимо выяснить особенности и закономерности процессов социального влияния на личность с целью ее развития, перед нами возникает предмет исследования педагогической психологии. Вполне логично, что раздел, который охватывает проблемы соотношения обучения и развития, относится и к возрастной и педагогической психологии. Тенденция интеграции их отражается в возникновении и развитии в последнее десятилетие генетической психологии, научно-методологические основы которой активно разрабатывает Институт психологии АПН Украины.
Взаимосвязь педагогической психологии со специальной пси-хологією проявляется прежде всего через взаємозбагачування теоретического и научно-методического инструментария этих дисциплин. С позиции педагогической психологии в этих процессах всегда реализуется установка на пристальное изучение опыта обучения и воспитания детей со специфическими нарушениями развития. Любой момент социализации этих детей в статическом, законсервированном виде раскрывает специфичность отдельных стадий развития человеческого индивида, определяет реальный диапазон действия направленных социальных влияний на развитие личности человека, указывает на магистральные направления и главные психологические предпосылки ее эффективной направленной социализации. Примером инструментально-методических заимствований педагогической психологии история возникновения автодидактичних игрушек, то есть игровых приспособлений для самообучения детей. В начале XX в. известный итальянский педагог и психолог Мария Монтессори предложила использовать для обучения соотносительным движениям детей раннего дошкольного возраста так называемую доску Сегена - диагностический устройство, которое было изобретено в специальной психологии для определения отставания в умственном развитии детей. Исследовательница справедливо рассудила, что то, что диагностирует и помогает в развитии детям с интеллектуальными нарушениями, может развивать и нормальных детей на ранних этапах онтогенеза. Таким образом она создала новое направление создания научно-методических средств для нужд педагогической психологии.
Самым очевидным является взаимосвязь педагогической психологии с педагогикой. В середине XIX в. классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский в работе "Человек как предмет воспи-тание" выразил афористичную мысль о том, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях (то есть, психологически). Тем самым он заложил реальные основы возникновения педагогической психологии как самостоятельной науки, результаты которой активно используются и в современной педагогике. По своей сути педагогика, которая призвана изучать цели, содержание и методы эффективной социализации личности, является комплексной наукой. Эта наука объединяет научно обоснованы и эмпирически подтверждены закономерности общей дидактики и методики преподавания определенного предмета, анатомии и физиологии ребенка, психогигиены, возрастной и педагогической психологии. Психолого-педагогическое знание здесь выступает хотя и центральным, но только отдельным моментом более сложной системы педагогического исследования, что, конечно, не умаляет его существенности. Такое понимание соотношения психолого-педагогических и педагогических исследований предложил в свое время О. М. Леонтьев, сформулировав его таким образом:
• педагогическая действительность как отправной момент исследований по педагогической психологии;
• психологическая деятельность ученика, выделена как один из моментов этой действительности, как предмет педагогической психологии;
• результат психологического исследования - это новое представление о психологической деятельности ученика;
• педагогическое исследование, которое реконструирует педагогический процесс на основе учета нового представления о психологии деятельности ученика;
• новая педагогическая действительность как результат предыдущей реконструкции.