Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Общественное значение и современное состояние развития образования позволяет обозначить ее как социальный институт, основная функция которого заключается в культурном відтворюванні человека с целью воспроизводства общества человеком. Культура в таком видении понимается как определенная система предметов и явлений жизни общества, общественного сознания и образцов поведения, воспроизводимый при смене поколений. Образовательный процесс при этом выступает прежде всего как направленная социализация - воспитание и обучение в контексте культуры, к которым со временем присоединяются самовоспитание и самообразование. В процессе образования у молодого человека формируются различного рода компетенции, ориентация на особенности и ценности культуры, принятие социокультурных норм, возникает потребность самой включиться в воспроизводство их, установка на самостоятельное освоение достижений цивилизации и на дальнейшее развитие самой культуры.

Полноценное образование всегда является проекцией культурных требований и общественных запросов определенного времени их тесную связь воспроизведена в понятии типа культуры. Известный американский етнопсихолог М. Мид выделяет три типа культуры: постфігуративна, кофігуративна и префігуративна, которые непосредственно соотносятся с характером образования.

Особенностью постфігуративної культуры, которая тысячелетиями характеризовала человеческие сообщества (ее аналоги - архаичные и патриархальные культуры), является состояние неизменности и преемственности жизни, при котором дети в основном учатся у своих родителей, так как жизнь последних - это модель будущего их детей.

Кофігуративний тип культуры, определенный границами Нового времени, предполагает обучение детей и взрослых в их однолітків.Саме тогда основным институтом социализации становится школа и другие образовательные институты, в рамках которых человек получает образование необходимую для полноценного функционирования в индустриальном обществе.

Наконец, специфика современного постиндустриального информационного общества отражается в понятии префігуративної культуры, в рамках которой взрослые учатся и у своих детей. Это культура, которую предусматривают, которая будет завтра, и образование должно подготовить человека к встрече с новым, сохраняя то полезное, что было в прошлом.

Именно с таких позиций и подготовлено настоящее учебное пособие.