ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЕ ПАБЛИК
РИЛЕЙШНЗ
В
современном мире особую роль играет общественное мнение, которое формируется в том
числе и представленностью структуры в СМИ. Общественное мнение стало важным
составляющей нашей действительности. Все это вызвало к жизни целый спектр наук, существенное
место среди которых занимает паблик рилейшнз, что мы иногда переводим как
коммуникации с общественностью (Болгария приняла, к примеру, общественная срок
коммуникация, Россия - связи с общественностью, Беларусь - общественные связи, еще
один перевод, который попался автору в книге Денисон Д., Тебе Л.
"Учебник по рекламе. Как стать известным, не тратя денег на
рекламе" (Минск, 1996), представляет ПР как "косвенную рекламу").
На Западе подобные организации иногда получают название стратегические коммуникации,
как бы в отличие от коммуникаций тактических, решающих наши ежедневные
проблемы. Профессор Петр Шихірьов предлагает такой концепт, как развитие
общественных связей (РГЗ), создавая такая мотивировка: "Развитие указывает
на ориентацию деятельности, перспективу и задачи совершенствования общественных
связей, в том числе на партнерские отношения службы
РСО,
заказчика и общества, их динамики. Тем самым учитывается логика
эволюции ПР в мире. Наконец, термин звучит вполне ясно по-русски как в
расшифровке, так и в сокращении".
Мы
хотим предложить взгляд на ПР как на науку об управлении общественным
мнением. Сегодня любая организация заинтересована не только в своих
непосредственных сотрудниках (внутренняя аудитория), но и во внешней аудитории.
Каждому государству необходимо каким-то образом управлять большими массивами людей.
Задачей при этом становится увеличение числа контролируемых параметров. И первые
книги с ПР (мы имеем в виду Эдварда Бернейса) как раз и отталкивались от
понятие общественное мнение.
Еще
Владимир Соловков в конце прошлого века прозорливо отмечал:
"Публика" сама не думает, так же как она сама не шьет себе сапог и не
печет хлебов. И в умственном, как и в материальном плане, она живет на всем
готовом, и ее готовы мысли только способствуют ее чувству удовольствия, именно потому,
что они не пробуждают в ней двух беспокойных вопросов: "так ли это?"
и "что же дальше?".
Правила
игры информационного века стали другими, чем те, что были раньше. Об этом еще в
50-е годы предусмотрительно написал Дэвид Рісмен в книге "Одинокий
толпа", в которой в качестве основной типаж современника он выделил
"внешне-ориентированную человека". Если люди прошлого могли быть сориентированы
на традиции или предоставленные семьей установки, то новый типаж сориентирован преимущественно
на ровесников, точнее на поток информации, который берет свое начало не в прошлом,
а исключительно в нынешнем дне. Специалистам в прошлом, например, можно было быть
вне давлением со стороны, специалист сегодня - это тот, кто смог
"продать" себя как специалиста для окружения. Подобные изменения приводят и к
изменения лидеров, к которым обращено общественное мнение. Лидеры производства постепенно
отходят в сторону, а на смену им приходят лидеры потребления. Это актеры, режиссеры
т.д., т.е. реально это лидеры нашего досуга. Те же, кто не успевает
приспособиться к этим изменениям, погибают. Раньше всех это поняли политики, которые
во многом стали вести себя как актеры. Теперь их задачей становится не
порождение серьезного анализа или глубоких мыслей, их задача - хорошо выглядеть на экране, красиво говорить, уметь
рассмешить, быть привлекательным. Первым таким телевизионным "шармовим"
президентом в США был Джон
Кеннеди, за что ему
даже простили проваленную вылазку в заливе Свиней. Но те же американцы не простили вьетнамской войны
Линдону Джонсону, который не умел очаровывать
аудиторию. Именно отсюда появление актера -
президента Рейгана, и как следствие - мощный арсенал имиджмейкеров, США нарастили за последние десятилетия, особенно в сфере
правительственной работы. На высокопрофессиональной основе методы начали отрабатываться ПР
уже во времена Никсона. Дело в том, что у Никсона были плохие отношения с прессой;
он и на выборах не победил именно потому, что проиграл теледебаты с Кеннеди. Чтобы
"победить" прессу, и были предложены разнообразные методы работы,
которые в основе своей остаются неизменными для нескольких поколений американских
президентов.
С
чем связано наше обращение к ПР? В прошлом наше общество
было принципиально командным, и вся коммуникация была иерархической, ее идеалы
составляла армейская система, когда невозможно уклониться от выполнения приказа.
Поэтому другие методы влияния в тот период могли быть только в сугубо зачаточном
виде. Сегодня ситуация меняется. Много людей стали экономически
независимыми от государства, вследствие чего появилась возможность их автономной
поведения. В результате резко возрос уровень непредсказуемости. ПР как раз и
связана с попыткой перейти от внешнего принуждения (типа приказа) к
внутреннего, когда важнейшей единицей становится убеждение. ПР призваны
обеспечить стабилизирующие факторы в нестабильной среде. Ведь реально
только так и можно работать с теми, кто тебе не подчинен, кому нельзя
приказать. Демократическое общество приносит с собой другие модели влияния на
населения, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.
Соответственно под "не подчиняются", подпадают покупатели, клиенты
и другие, когда та или иная структура (фирма) хочет предложить им товар или
услугу. Приказ не может заставить человека купить или воспользоваться услугами, поэтому
вся система воздействия должна носить иной характер. ПР включают не только внешнюю,
а и внутреннюю публику, поэтому даже проблемы микроклимата на рабочем месте,
взаимоотношений внутри предприятия относятся к сфере действия ПР, и без этого мы
тоже не сможем обойтись. Удовлетворенность работой на Западе такой же значимый
параметр, как производительность труда, причем именно за то, что довольна
человек работает гораздо продуктивнее.
Что
такое ПР? Все определения (а их число достигает уже пятисот)
акцентируют разные характеристики, но всех их объединяет одно - это взаимоотношения между организацией и общественностью.
Поэтому ПР мы переводим то как "связи с общественностью", то как
"коммуникации с общественностью". При этом часто используются
определения, скрывающие истинную суть. Это формулировка вроде
"гармонизация отношений" и др. Однако никто не станет платить деньги
ради мифического благополучия кого бы там не было, поэтому более откровенными являются
определения, которые говорят о том, что ПР работает с клиентами с целью создания
коммуникативных стратегий и сообщений для передачи их целевой аудитории, чтобы
убедить ее сделать нечто благоприятное для клиентов. В таком случае становится
понятной трата времени и денег, характерная для ПР.
"Паблик
рилейшнз касается каждого, у кого есть контакты с другим человеческим существом", - пишет Фрейзер
Зейтель, который возглавляет
ПР в "Чейз Манхэттен банка".
ПР
также рассматриваются как вариант стратегических коммуникаций (именно так иногда
называются фирмы на Западе), поэтому они также призваны решать задачи
принципиального характера, а не только давать ответы на вопросы вчерашнего
дня.
Где
используется ПР? Все точки применения ПР на Западе
автоматически могут быть перенесены на нашу почву.
Специалисты
ПР создают имидж политических деятелей. Назовем лишь наиболее яркие имена, которые
прошли такую "обработку". Это Дж. Кеннеди, Р. Никсон, Г. Коль и много-много других. До победы
президента Польши Квасьневского вел известный французский специалист. ПР-специалисты
работают с Дж. Мейджором, Папой Римским, со всеми поп-звездами. Положительные имидже
АРМИИ, ПОЛИТИКИ, ЦЕРКВИ на Западе -
это тоже результат
напряженной работы специалистов ПР. Когда на нашем экране побеждает агент ФБР - это следствие понимания роли ПР еще во времена директорства в ФБР Гувера, благодаря которому было создано сериалы,
комиксы, радиопостановки, призванные идеализировать образ ФБР в глазах общественности.
ПР
- неотъемлемая часть любой работы
с клиентами. Банковская и трастовая деятельность базируется на выработке доверия,
что невозможно без опоры на ПР.
ПР
также включают как составную часть управления кризисными ситуациями.
Руководители любой западной структуры имеют дома и на работе разработаны планы
своего поведения на случай разрешения кризиса.
Чем
ПР отличаются от смежных наук? Английский исследователь Фрэнк
Джефкінс видит отличие ПР от рекламы в том, что не все организации
используют рекламу, чего нельзя сказать о ПР9. Например,
пожарные не занимаются рекламой, хотя ПР входят в круг их интересов. Как и
в круг интересов городского или президентской администрации, правительства. Реклама
специализируется на потоках продажи-покупки, а ПР занимаются всеми потоками
коммуникации, организации. И последнее: если реклама получает комиссионные от покупки
места или времени, то ПР-консультанты продают только свое время и экспертизу.
В отношении
маркетинга, ПР используются в любой точке
маркетинговой стратегии -
имя товара, упаковка,
исследование, определение цены, продажа, дистрибуция и послепродажные услуги. От пропаганды
ПР отличаются тем, что пропаганда направлена на удержание,
например, правительства у власти, а ПР помогают уже не правительству, а населению лучше
понимать и знать, что и как можно получить от правительства. В свою очередь, Сэм Блэк
предлагает целую таблицу отличий ПР от рекламы.
Характеристика
|
Реклама
|
Паблик
рилейшнз
|
Использование масс-медиа
|
Покупка
времени и пространства
|
Освещение
прессой
|
Контроль сообщений
|
Жесткий
контроль содержания и времени
|
По сравнению
легкий контроль
|
Доверие к сообщению
|
По сравнению
низкое
|
По сравнению
высокое
|
Тип целевой аудитории
|
Узкая
целевая аудитория
|
Ограничена
аудитория
|
Фокус деятельности
|
Ориентация
на рынок или продажу
|
Ориентация
на отношения или ситуацию
|
Временная шкала
|
По сравнению
кратковременная цель
|
Как
кратковременная, так и долгосрочная цель
|
Оценка
|
Установлены
техники измерений
|
По сравнению
ограниченные методы оценки
|
Оплата агентства
|
Агентства
получают комиссионные от масс-медиа
|
Агентства
получают гонорар за потраченное время
|
С.
Блэк также отмечает, что в некоторых ПР-программах содержится большой объем
информации. Это, например, касается крупных рекламных кампаний, цель которых -
убедить использовать определенный сорт бензина, поскольку компания занята охраной
окружающей среды. В некоторых компаниях отделы ПР включают также и
рекламные подразделения.
Что
касается пропаганды, то "целью пропаганды является
строительство движения или привлечения сторонников за наличия различных степеней
идентификации источника. Паблик рилейшнз, с другой стороны, стремятся к достижению
взаимного понимания и согласия с помощью диалога, и здесь всегда есть четкая
идентификация
источники
сообщение или деятельности". С.
Блэк также различает
пропаганду и ПР по параметру монолог/диалог, считая, что пропаганда - это однонаправленный процесс, а ПР - улица с двусторонним движением.
Мне
кажется весьма существенной подчеркнута Фрейзером
Зейтелем отличие ПР
и маркетинга: если маркетинг продает некий продукт организации, то ПР продают
саму организацию. И он подчеркивает, сравнивая ПР и рекламу: хорошие отношения с
общественностью нельзя купить, их можно только заслужить. Близкое к этому
высказывание наводит Эндрю Эдсон, вице-президент одной из американских
ПР-фирм: "Реклама -
это то, за что вы
платите. Паблик рилейшнз -
это то, о чем вы
просите".
Можно
также подчеркнуть существенное отличие ПР от журналистики, хотя объект
применение сил у них один -
бесплатные страницы
газет, словно новостное измерения масс-медиа. Если журналистика описывает события,
имея цикл от ситуации к слову, то ПР сами создают условия, т.е. цикл здесь
обратный: от слова к событиям. Эти события затем будет описано масс медиа, но
изначально они создаются благодаря специалистам ПР. Сэр Б. Унгхем, который
работал секретарем в Г. Тэтчер,
говорил, что ПР - это на девять десятых предвидения и только на одну
десятую - исполнение. Отсюда и вытекает существенное
разграничение в довгочасності стратегий ПР и журналистики. Если ПР относящихся к
стратегических коммуникаций, то пресс-служба решает практические задачи. ПР
формулируют будущее коммуникативного пространства, в то время как сегодня его
заполняет журналистика.
Собственный
менеджер по ПР или консультант со стороны. Западные специалисты
уделяют этой проблеме особое внимание. Так, Ф. Джефкінс видел таких пять
преимуществ у собственного сотрудника:
менеджер
с ПР хорошо знаком со всеми проблемами организации;
у менеджера с ПР может
быть профессиональное знание проблем, которыми занята организация;
менеджер
с ПР легко устанавливает контакты внутри организации, получая точное
информацию;
менеджер
с ПР может достигать быстрых решений в случае чрезвычайных ситуаций;
менеджер
с ПР может давать ежедневные советы.
При
этом он называет такие преимущества консультанта с ПР, сообщая, что подобных
фирм в Британии 1200:
а)
консультант является независимым советником, способным на критику;
б)
у него больший опыт, связанный с тем, что он работает со многими клиентами;
в)
у него больше знакомств в сфере масс-медиа, чем у внутреннего менеджера по ПР;
г) у него лучшие выходы на специальные
службы, которые помогают ПР (исследовательские фирмы, издатели и т.п.);
д)
он расположен в центре с более легкими связями со СМИ, центрами,
предоставляют услуги.
Ф.
Джефкінс также выступает против мнения, что внутренняя служба обойдется дешевле.
"ПР требуют серьезной работы, и кто бы не проводил ее - внутри или снаружи
- ему следует платить за нее".
Имидж. Работа над имиджем и с имиджем
входит в основ ПР. Поэтому справедливо пишет И. Викентьев: "У каждого
объекта, который воспринимается человеком, является "окрашенность", имя, имидж.
Объектов без имиджа нет. Ведь то, что его нет, - тоже имидж. Но скорее всего такой, что вызывает
настороженную реакцию у окружающих". Мы привыкли говорить об имидже лидера,
однако имидж в рамках ПР включает также понятие корпоративного имиджа, т.е.
имиджа целой структуры, организации. "Каждая корпоративная организация, - пишет С.
Блэк, - имеет много
точек соприкосновения с большим числом людей, хотя области контакта очень различаются. В
компании является владение и окружение всевозможного типа... Принятие плановой программы
корпоративной идентичности является чем-то большим, чем просто вера в свои компании
услуги для публики. Она способствует возникновению среди работников компании
ощущение, что они работают для прогрессивной организации, поддерживает моральный
состояние, помогает привлекать новых работников и поддерживает старых".
Корпоративный имидж прослеживается во всем - в имени, в эмблеме или символе, в
униформе работников, во внешнем виде производимых продуктов
архитектурном стиле зданий, в публикациях фирмы и во многом другом. Все
это направлено на то, чтобы создать у потребителя единый образ организации. И это
выгодно, потому что дает возможность использовать положительные результаты, достигнутые в одной
сфере, в параллельных структурах одной организации.
Имидж
политика помогает публике более легко идентифицировать его на фоне других
политиков. С плохими имиджами Очень трудно бороться. Так, Никсон долго не мог
избавиться от имиджа "неудачники", сложившийся после его проигрыша Кеннеди и
следующих губернаторских выборов. Необходимо добавить, что оппоненты часто сознательно
создают негативный имидж для своих порогов.
Имидж
с ответом на желание населения: каким должен быть лидер, каким должен быть
депутат... И не надо считать, что имидж возник в пас только в это время.
Тоталитарная система была профессиональной в этом смысле, достаточно вспомнить
имидж Ленина, Сталина, любого другого генсека. Кстати, за подобными
моделями создавался, например, имидж Дж. Вашингтона СІІІ А, который в
детстве, естественно, был хорошим мальчиком, а потом стал хорошим президентом.
Единственная разница, по сравнению с сегодняшним днем, заключается в том, что тоталитарный
имидж был строго иерархическим, четко строился от вершины. Даже окно, которое
светилось ночью в Кремле, символизировало Сталина, который вечно работает на благо
народов страны. Как потом оказалось, это было окно туалета охранников, свет в
которому, конечно, могло гореть и день и ночь.
Сегодня
возникла новая система порождения имиджей -
это сфера бизнеса.
Например, трастовые компании фактически построено на этом. МММ может быть классическим примером работы с населением в
постсоветский период. Между прочим, как считают рекламисты, лучшие результаты
получаются с использованием заведомо "глупой" рекламы. Мы снисходительно
смеемся над подобными сообщениями, однако основным в этом случае является не прямая,
а опосредованная передача информации, и именно там мы пропускаем в этот момент
гол в свои ворота. При этом все феномены общественного сознания последнего времени
- это создание нового канала
коммуникации - телевизионного. Это и МММ, и Жириновский, и Листьев тоже. Есть еще одно, о чем мы
как-то почти не пишем -
это проблема новых
социальных ролей. Президент, депутат... -
для нас это явления не
реального, а телевизионного мира. Мы даже слабо представляем себе, какими они
должны быть на самом деле. Мы попали в более динамичный тип мира, время изменения
системы. Поэтому в первых парламентах и было большое число строителей и
смотрителей вербальных миров, диссидентов и писателей. Постепенно формируется
новый имидж депутата и новый имидж президента, поскольку социальная память теперь
обладает большим числом лиц в этих ролях.
Происходит
определенное сближение политика и актера, политических ролей и актерских. Имидж - это та же самая роль. Поэтому слова Есть. Ямпольської, сказанные
про актеров, вполне применимы к политикам: "Театр - пожалуй, единственный вид искусства, который дает возможность
человеку предстать в наиболее выгодном для нее свете. Здесь все ее достоинства
обнаруживаются и подаются крупным планом: смотри и закохуйся. От этого не
застрахованы не только зрители, но и коллеги. Специфика профессии обязывает актеров
быть привлекательными для публики. Недаром слово любовник в театре - производственный термин, обозначение амплуа".
Которое
будущее ПР у нас? Со временем страны СНГ должны прийти к западному
уровня применения ПР. В Москве, например, на сегодня
работает более тридцати фирм, специализирующихся в области ПР: продвижение на
рынок новых топарів, презентации старых и новых структур, поиск решения для
таких "болевых точек" современной экономики, как атомная энергетика,
банковские структуры и др. Весь бум с трастами также во многом опирался
на хорошее знание родного аудитории. И, конечно, особую роль в развитии ПР
играют предвыборные кампании. Здесь прейскурант услуг особенно
разнообразный.
Поскольку
мы в этой отрасли идем с некоторым отставанием, то будущее ПР в странах СНГ четко
и зримо просматривается из ранее перечисленных задач. Например, мы давно уже
столкнулись с таким подразделением ПР, как лоббирование: постоянными стали обращения к
депутатов и общественной мысли то аграриев, то чернобыльцев, то шахтеров. При
этом есть такая закономерность: люди с одинаковыми интересами легко
организуются, тогда как население, имея слишком разнообразные интересы, не может
объединиться. В итоге выигрывает организованная сила, что мы очень часто и
наблюдаем (например, в Украине). Есть подобные примеры и в России. Так, за
одной из версий, убийство личного врача. Черномырдина "могло быть
совершено некими структурами после неудачной попытки проштовхнути какой-нибудь крупный контракт.
Отношения между личными врачами первых лиц государства и их пациентами
бывают более чем доверительными...". Другой пример. Когда Европарламент
приступил к рассмотрению торгового соглашения между ЕС и Турцией, Анкара запросила за
свой счет 200 евродепутатов с женами на осмотр достопримечательностей.
Вот
как сегодня пишут о лоббистов: "Они держат под прицелом разнообразную
законодательную деятельность парламентарнії, которая распространяется на все сферы жизни.
Поставленная в нужном месте запятая точно выбранное в резолюции слово
помогают сделать миллионы долларов. Накануне важного голосования
законопроекта по биотехнологии, удостоверяющий еженедельник "Канар аншене",
десяток депутатов - членов комиссии Европарламента - по инициативе французского
синдиката фармацевтической промышленности хорошо посидели в лучшем страсбургском
ресторане "Крокодил"... Британские парламентарии с удовольствием
числятся "советниками" в разных транснациональных корпорациях за
ежемесячную зарплату шесть тысяч франков". (Один крупный украинский скандал
также был связан с лоббированием: это тайное внесения изменений в законодательство
о трасте уже после его утверждения в парламенте).
Опрос
ведущих специалистов в области ПР, которые работают в американских и
европейских корпорациях, показали следующие приоритетные изменения, которые ждут эту
сферу до 2000 года. ПР должны стать стратегическими, международными,
будут работать в отраслях связи с инвесторами, правительством и масс - медиа, что
сотрудничать с другими группами внутри компании.
Журнал
Российской ассоциации по связям с общественностью "Советник" также
привел данные опроса, проведенного международным комитетом ассоциации ПР-агентств
в 77 странах22. Приведем оттуда данные, которые интересуют нас. Крупнейшие
ПР-фирмы оказались в США - в среднем около 127 работников, в остальных странах
на фирму приходится девятнадцать. За 1995 г. средний доход ПР-агентства
составлял 1,8 млн. американских долларов, в США эта цифра достигла 10 млн. В
раскладе расходов 60% - это оплата труда, 15% - оплата помещений и 25% - другие
расходы. 80% клиентуры ПР-агентств составляет частный сектор, общественный -
всего 13%. Важнейшими направлениями названы: связи со СМИ - 35% доходов,
корпоративные коммуникации - 28%.
Как
считают специалисты, все организации заняты ПР, хотят они этого или нет. Ведь
любая организация все равно, например, работает "за" или
"против" своего имиджа, поскольку нельзя остановить своего
функционирования. Вспомним, что гласит закон Мерфи: это произойдет, если вы
забыли привлечь ПР. ПР, как искусный портной, призваны скрыть недостатки и
подчеркнуть достоинства. Вряд ли найдется кто-то, кто не хотел бы испытать
это на себе. И в этом залог будущего ПР и в СНГ. Интересно, что Дж. Уайт и Л.
Мазур говорят о настоящей цели ПР как о влияние на поведение групп людей.
"Влияние должно осуществляться посредством диалога не монолога - со всеми видами
аудитории".
Наши
ПР первый период все равно будут страдать от болезней роста. И болезни
проходят, а ребенок вырастает. На что ему равняться? Глава американской ПР-фирмы
"Берсон Марстеллер" Харольд Берсон так говорит о свои представления о
идеального специалиста в области ПР: "Паблик рилейшнз сегодня закрывают
такую широкую область деятельности, что трудно установить набор особенностей сразу
для всех людей, которые одели мантию ПР. Вообще, я чувствую, что есть четыре
первичные свойства, которые применяются к каждому счастливого специалиста в
области ПР, которых я знаю.
Они
изобретательные. Это способные, умные люди, быстро учатся. Они задают правильные
вопрос. У них есть уникальная способность почти сразу же вызвать доверие.
Они
знают, как обращаться с людьми. Они прекрасно работают со своими начальниками,
со своими ровесниками, со своими подчиненными. Они хорошо работают с клиентами, а
также с прессой или поставщиками. Они эмоционально невозмутимые даже (и особенно)
под давлением. Чаще они пользуются местоимениями "мы", чем "я".
Они
всегда стремятся вперед и на этом пути находят творческие решения. Им не
нужно указывать, что следует делать дальше, инстинктивно они сами знают это. Они
не боятся начинать с чистого листа бумаги: для них он означает просто новые
возможности.
Они
умеют писать, они могут формулировать свои мысли в убедительной форме".
Эти
правильные слова должны возникнуть перед каждым ПР - специалистом как тот идеал,
который поможет быстрее двигаться вперед.
Сэм Блэк
Паблик
рилейшнз. Что это
такое?
М.: Новости, 1989.
- 240 с.
Это
первая
книга на территории СНГ, которая
пробудила
интерес
к
новой
специальности. В нее попали практически
все
вопросы, необходимые для того, чтобы понять сущность новой профессии. С. Блэк
также много внимания уделяет чисто формальным требованиям к данной профессии. В
приложениях к книге представлены Кодекс профессионального поведения ИПРА, Афинский кодекс,
Кодекс профессионального поведения Института ПР. Отдельный параграф рассказывает о
историю ПР, начиная с Древней Греции и Рима. Параграф "Конкретные
случаи использования ПР" на конкретных примерах рассказывает о борьбе с
слухами. Книга написана практиком, а не теоретиком. Именно таким и
остается уровень ПР не только у нас, но и во всем мире. Книга С. Блэка стала
учебником для первого поколения наших ПР-специалистов.
Frazer P. Seitel
The practice of
public relations
N. Y.
etc.: Macmillan, 1992. - 664 p.
Автор
является вице-президентом и директором по общественным связям банка "Чейз
Манхэттен", в котором под его руководством трудятся 40 работников. В
книге 23 главы с приложением, раскрывающие все аспекты ПР. Отдельные размышления
посвящено
развитию ПР, этике ПР, исследованием
в области ПР. По поводу исследований автор приводит результаты опроса
общественного мнения, проведенного в 1988 г. агентством Кетчум ПР среди 253
профессионалов ПР. 76% согласны с тем, что исследования важны для ПР. Однако 93%
считают, что исследования пока больше говорится, чем делается. 57%
считают возможным измерить эффективность ПР в точных параметрах, 43% не согласны с
этим. Интересной особенностью книги является включены в ее текст обширные интервью с
ведущими специалистами в области ПР. Так, Уолтер Лінденман, вице-президент и
директор исследований агентства Кетчум ПР, отвечает на ряд вопросов, среди которых
и такое (С. 166): "Что бы вы ответили практикам, которые скептически относятся
к исследованиям в области ПР?" Ответ звучит так: "Я сказал бы им,
что деятельность в области ПР без помощи исследований подобная прогулки по
людной улице с завязанными глазами. Как вы сможете делать свои ПР эффективными,
если не можете "увидеть" точно, куда вы направляетесь, куда вы
двигаетесь, где вы были? Опора на "инстинкты", конечно, имеет известную
ценность, но если это все, от чего вы отталкиваетесь, если у вас нет
необходимых фактов и мнений о проблемы, важные для вас и организации, с тем
вы потеряете дорогу, заблудитесь и все закончится крахом".
Есть. А. Блажнов
Паблик
рилейшнз. Приглашение
в мир цивилизованных рыночных и громадських отношений: Учебное
пособие для деловых людей
М.:
ИМА-Пресс, 1994. - 158 с.
Работа
является популярным вступлением к проблематике ПР со
стандартными главами, а также с такими,
как
"Имидж", "Репутация", "Специальные (организованные) события
или механизм паблисити". Завершает книгу рассмотрение ПР-кампании.
Hollis Europe
The
directory of European public relations & PR
networks
London:
Hollis, 1995. - 592 p.
Книга
является самым полным европейским справочником ПР-агентств. Она построена по
тематическому принципу: консультанты, общественные отношения, спонсоры, ведущие
компании Европы, исследования и информация, услуги.
Есть
в ней и бывшие соцстраны. Конечно, здесь число компаний невелико, однако
несколько страниц для России уже набирается (Украина же упоминается только
благодаря существованию в ней представительства одной из российских компаний). Ведущие
американские компании выступают за свои европейские представительства.
Эта
книга - сокровищница информации и другого плана. Например, вы можете без трудностей
установить адрес Бельгийского посольства в Турции и т.д.
В
труда является также ограниченное число статей как по конкретным проблемам ПР, так и из тех, что
отражают национальную специфику страны (например, Польша, Венгрия, Россия).