ВСТУПЛЕНИЕ
По
западным данным, от трети до трех четвертей своего времени западный руководитель
тратит на работу, связанную с паблик рилейшнз. И это понятно, поскольку условия
конкурентности заставляют быть первым не только в производстве товаров, но и в
производстве информации. Ни одна крупная акция на государственном или частном уровне
невозможна без соответствующей информационной подготовки. Борис Ельцин получил премию
немецкой прессы за 1996
г. по
"высокопрофессиональный подход к использованию СМИ в своей предвыборной
кампании", то есть за деятельность в области паблик рилейшнз.
Паблик
рилейшнз (ПР) является сегодня отраслью, которая активно развивается и, как и реклама,
стоит на перекрестке науки и искусства. Эдвард Бернейс, а это одно из первых имен
в ряду создателей ПР, принципиально не соглашался с введением в США этой
специальности на факультетах журналистики, считая ПР не филологическим, а
социальной наукой.
Реализация
процессов ПР требует серьезной работы. Можно привести
такой пример: только 3% пресс-релизов с 100 млн. релизов, рассылаемых по
Великобритании за год, вследствие этого попадают в прессу (по другим данным -
20% ). И еще цифры: ПР растет в мире со скоростью 25% в год, так что избежать этой
волны никому не удастся.
Больше
всего изменений, связанных с новыми средствами коммуникации, пришло в политику.
"Революция, которая происходит в средствах массовой коммуникации, меняет саму
технологию политической кухни... Политика всегда связана с презентацией -
мужчины и женщины представляют себя, свое мнение и идеи на суд других. Там, где
все зависит от образа, который формируется умение создавать фиктивную реальность,
без сомнения, дает колоссальные преимущества". Выступая как нерв современной
цивилизации, политика принимает на себя все ее достижения и новые веяния.
ПР
активно развиваются не только в политике. К числу динамически растущих
областей принадлежат также государственные (правительственные) ПР, финансовые ПР, кризисные ПР. И в
каждой из этих отраслей есть свои специалисты.
ПР
является отраслью, которая очень бурно развивается. Так, опрос, проведенный "Hollis Europe", показало, что 47% опрошенных ожидают
двадцятипроцентного финансового увеличения в сфере ПР в следующем году. По
прошедший год произошло чотирнадцятипроцентне увеличение числа работающих в ПР, а
на ближайшие пять лет прогнозируется рост еще на 20%4. Однако
в то же время только 6% опрошенных специалистов считают, что ПР в их стране есть
специальности, который высоко ценится, 27% говорят о недооценке, 67% отметили, что
репутация постоянно улучшается.
Происходит
еще один важный сдвиг, который в странах СНГ (например в Украине) чувствуется
меньше, - это выход на арену европейских ПР. Европа начинает оттеснять
американские компании, считая, что происходит некоторое замедление их
развития в области порождения инновационных подходов и идей. Для американских
компаний исчезает привычная возможность "практиковать ПР во всем мире так, как
якобы они есть в США, и непосредственно управлять
ПР-операциями за рубежом из офисов в городах Сан-Франциско, Хьюстоне и Чикаго".
Мы
сегодня больше опираемся на чужой опыт. И это вообще свойственно любому
научной дисциплине. Чем больше мы будем знать о достигнутом в других условиях,
тем серьезнее будут наши собственные результаты. При этом следует отметить следующее:
при всей значимости национальной специфики, своей собственной ментальности,
"болевые точки" современного человека являются одинаковыми как на Западе, так и на
Востоке. И если западные специалисты создают условный "атлас анатомии души
человека", то мы не можем заявлять, что он нам не подходит, поскольку у нас
другая ментальность. Поэтому мы сочли нужным завершить книгу небольшим
хрестоматией. Автор выражает благодарность за предоставление права на перевод
директору по коммуникациям Консервативной партии Великобритании Брендану Брюсу,
сотрудницы NBC Мерри Аронсон (США), Джону Беєру (США), профессору
Сэму Блэку (Великобритания), последнем из
названных с тем большим удовольствием, что Сэм
Блэк, автор одной из
первых книг с ПР на просторах СНГ (и на сегодня пока что единой с
переведенных), происходит из Киева, откуда в 1911 году
его родители, которые имели фамилию Черный, переехали в Великобританию. Поэтому в ПР
странах СНГ имеют глубокие корни. Хочется, чтобы они принесли и плоды. Хотя бы
в статусе профессии. Так, например, в Швейцарии был проведен опрос о
наиболее популярные профессии, и на втором месте по популярности среди мужчин
оказалась профессия "генеральный менеджер предвыборной кампании"
("Ведомости").
И
еще. Все параграфы книги заканчиваются рубрикой КНИЖНАЯ ПОЛКА, что дало
возможность с достаточной полнотой представить выданную в СНГ литературу по паблик
рилейшнз и родственных отраслей. Возможно, при этом мы не всегда
"вытягивали" самое важное в них, но, по крайней мере, пытались вспомнить
самое интересное.
Автор
и издательство выражают благодарность Фонда Чарльза Стюарта Мотта (США), фонда
"Украина - США", Института демократии имени Пилипа Орлика
финансовую поддержку этого издания.