Урок № 2
Тема: Связную речь. Общее представление об общении и речи.
Виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). Учебное аудирование
Цель: дать учащимся понятие о языке как систему выразительных средств, употребляемых для выражения мысли и общения, и речь как использование выразительных средств языка в процессе общения; ввести в словарь детей термины говорящий и адресат речи; дать представление о четырех видах речевой деятельности, в доступной форме объяснить структуру каждого из видов речевой деятельности; развивать логическое мышление, речь; способствовать милосердному отношению ко всему живому.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение цели урока. Мотивация обучения.
II. Изучение нового материала (усвоение мовленнєвознавчих понятий).
Работа с учебником. Выполнение упражнения 6.
Беседа.
· Почему утверждают, что важнейшим средством общения и познания является язык?
· Почему именно язык является орудием мышления?
· Как эт’связаны речь и речи?
· Может развиваться язык, не опираясь на вещание? Почему?
· Возможно существование речи без языка? Почему?
Объяснение учителя.
Речевая деятельность включает четыре вида - аудирование (слушание и понимание), чтение, говорение и письмо. Тот, кто говорит или пишет (говорящая), вкладывает определенный смысл в собственное, самостоятельно созданное высказывание. Тот, кто слушает или читает (адресат речи), извлекает смысл из созданного кем-то высказывания.
Каждый из четырех видов речевой деятельности включает в себя три части. Прежде всего говорящий или адресат речи должен понять, с какой целью он вступает в общение (зачем он это будет слушать, говорить и т.д.). Вторая часть - это восприятие и понимание заложенной в высказывание информации. И, наконец, третья часть - исполнительная. Это восприятие на основе полученной информации решения, что зачастую сопровождается последующим говорением или письмом.
По последним научным данным время, затрачиваемое на четыре вида речевой деятельности человека, распределяется следующим образом: аудирование - 45%, говорение - 30%, чтение - 6%, письмо - 9%.
Восприятие и понимание устной речи обеспечивает такой вид речевой деятельности, как аудирование. Аудирование является основой общения.
Аудирование не следует смешивать со слушанием. Слушания - это прежде всего акустическое восприятие звукового потока, тогда как аудирования включает процесс восприятия и понимания устной речи.
III. Выполнение упражнений на закрепление.
Учебное аудирование.
Тексты для аудирования
1. Котенок
Поступил день, когда впервые после летнего перерыва Вася пошел в школу.
Неожиданно мальчик услышал жалобный писк. Под забором ползало пятнистый котенок. Вася склонился над ним. Котенок был совсем маленький, и уже смотрел на мир мутными глазками. “Кто-то выбросил, - подумал мальчик. - Пропадет здесь!” Котенок ткнулося носом Василькове в ботинок и затихло.
- Ох, ты же, дурашливое! Хочешь молока? Не пропадать же тебе. Имеешь дело с Васильком. Понятно?
Василько поднял котенка, подумал, оглянулся и спрятал его в сумку. Ничего ему не случится, если посидит в сумке. “А после уроков домой возьму, - решил мальчик. - Мать давно хочет завести кошку”.
...Когда зазвонил звонок и все ученики сели за парты, в класс вошла синеглазая девушка. Она была в сером костюме, гладко зачісана. Перед Васильком вынырнул жаркий день и вынесенный им кружку с водой, которого жадно приникла синеглазая девушка Маруся. Только все школьники называли ее теперь Марией Павловной, ибо она была их новой учительницей, эта лесникова дочка.
Среди десятков детских лиц она тоже узнала Василька. Опознала его глаза-черешни и белые перышки выцветших бровей. Учительница улыбнулась мальчика и он понял, что и она его узнала.
Вдруг послышался странный звук. Вздрогнув, Вася схватился за сумку. Так и есть, котенка в сумке уже нет... Как же оно вылезло?
В классе все как будто замерли. В тишине отчетливо раздалось нежное “няу!” В ту же минуту раздался дружный смех детей, школьники бросились искать под партами нарушителя спокойствия, и вскоре котенок уже было на столе у Марии Павловны. Когда в классе снова возникла тишина, учительница спросила:
- Кто же это из вас, дети, принес его?
Вася боялся свести на Марию Павловну глаза. Так осрамиться. И еще в первый день школьного обучения! Нет, он ни за что не признается! Только почему это так трудно дышать? Как будто камень проглотил... Учительница ждала, но все молчали.
- А я не думала, - наконец проговорила она, - что в классе есть трусы, которые боятся сказать правду.
“Все равно не скажу, - подумал Вася, потупившись. - Ведь никто не взаим... Как долго тянется эта минута! Хоть бы уже скорее звонок!”
Вот учительница села на стул. Вот она снова встала, погладила котенка.
- Ну что же, - сказала, - если никто не хочет признаться, то я возьму его себе. Какая у него смешная мордочка! И лапки в черных носках, а хвостик - белый!
Подумав, она продолжала:
- А может быть, тому, кто принес котеночек жаль с ним расставаться? Тогда я...
Она слегка отстранила котенка от себя. Вася поднял голову.
- Нет, не жалко, - вдруг вырвалось у него. - Я другого возьму!
Поняв, что он выдал себя, Вася увидел, как насупились у Марии Павловны брови и как она одновременно не может сдержать улыбки. И в то же время Вася неожиданно почувствовал, что он снова дышит легко и свободно.
- Кто-то выбросил, - пояснил он учительнице. - Маленькое... Пропало бы... Ну, я взял... А потом... потом...
- Что случилось потом - понятно, Василек, - сказала Мария Павловна. - В том, что ты взял котенка, нет ничего плохого. Я, наверное, сама бы так сделала. Только почему ты сразу не признался? Разве ты трус?
- Нет, я не трус, - прошептал Вася. - Мне было стыдно... (По А. Донченком; 490 сл.).
На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.
1. Василько увидел котенка
а) на дороге;
б) под тыном;
в) под кустом.
2. Котенка было
а) беленькое;
б) полосатый;
в) пятнистое.
3. Вася взял котенка
а) чтобы поиграть;
б) чтобы кому-то подарить;
в) чтобы спасти.
4. Вася спрятал котенка
а) за пазуху;
б) в сумку;
в) под мышку.
5. В новой учительнице Василько узнал девушку
а) которая расспрашивала у него дорогу;
б) которой он вынес кружку воды;
в) с которой он познакомился в поезде.
6. Мария Павловна была
а) дочерью учителя;
б) дочь кузнеца;
в) дочерью лесника.
7. Новая учительница узнала Василька
а) по глазах и бровях;
б) по ластовинню;
в) по улыбке.
8. Увидев в классе котенок, новая учительница
а) растерялась;
б) разгневалась;
в) удивилась.
9. То, что Вася подобрал котенка, викликло в учительницы
а) удивление;
б) понимание;
в) отрицание.
10. Сказав, что котенок принес в класс он, Вася почувствовал
а) облегчение;
б) стыд;
в) раскаяние.
11. В том, что мальчик подобрал котенка, оказались такие его черты
а) милосердие ко всему живому;
б) беспечность, безответственность;
в) желание завоевать расположение учительницы.
12. Любовь к природе следует проявлять прежде всего в
а) в предложениях к газет и журналов;
б) в воспитании меньших по возрасту братьев и сестер;
в) конкретной помощи животным и растениям.
2. Как птица лаяла
Я дал слово в воскресенье приехать к моему другу, лесника Василия Петровича. Он живет в лесу, километров за тридцать от города. Дома у него есть на что посмотреть. Как будто само собой получается, что как только попадет к нему какая-то лесное животное или птица - скоро становится ручным
Мы сидели в большой светлой комнате, в которой я уже был не раз. Вдруг где-то из угла, из-под потолка, что-то загавкало. Я от неожиданности вздрогнул и давай искать глазами - что бы это могло быть? Ну, точь-в-точь, как вот лаял во дворе пес Букет, только как-то хрипкувато и будто протяжніше.
Тут из-за печи вылетел птица, немного меньше галку и на низких ногах. Цвет его был чудесно синий, а крылья блестели светло-голубыми пор’инамы. И клюв почти такой, как у галки - длинный и не очень острый.
Конечно, я сразу узнал ракшу. Ее всегда можно встретить на опушке леса.
Птица села на плечо Василию Петровичу и вновь закричала так, словно лаял Букет.
- Как это? - удивленно спросил я. - Ракша конечно кричит, как сорока, только тише и кратко, а здесь кажется, что лает. Где вы такую взяли?
- Нашел в лесу с перебитым крылом ранней осени, когда птицы собираются путешествовать в теплые края. Долго она выздоравливала, пока и похолодало. Крыло зажило, но выпускать уже нельзя было. Погибнет где-то, думаю себе. Да и привыкла она к меня и совсем приручилась. Вот видите, есть просит...
Ракша сидела на плече у Василия Петровича, клювом шевелила ему волосы, не переставая кричать так, будто действительно лаял Букет. Впервые в жизни я видел ракшу в неволе, да еще и ручную. Я сказал об этом Василию Петровичу.
- Я и сам не думал, что она приручиться, - ответил он. - Сначала я ей червячков приносил. Потом холодно стало, думаю - чем ее кормить? Сырую не ест, семена не принимает, о хлебе и говорить нечего... Отрезал тоненький кусочек мяса, показал ей. Эх, она как кинулась, моментально проглотила. Вот сейчас мяса просит... А лает знаете почему? Потому что у нас Букет, когда голодный, забегает в дом и начинает лаять - просит кушать. Каким образом поняла это ракша, сам не понимаю. Но вдруг начала и себе подавать голос, словно Букет. Сначала робко, а дальше, как стал я ее каждый раз кормить после такого, так сказать, просьбу, она переняла собачий лай.
Василий Петрович взял порезанное на тоненькие кусочки мясо и начал давать синей птице, жадно глотал вкусную еду.
Наевшись, ракша полетела в свой угол. Там было прибито полку, где стояла вода и было приладнано тоненькую ветку, на которую птица и села. Ракша знала свое место.
Я сказал другу, что он какой-то секрет знает, а Василий Петрович смеется в ответ. Какой там секрет, просто, мол, времени надо много свободного, вот и все. И любить надо каждую зверушку...
Времени немного у Василия Петровича, а что он любит животных - это правда... (По А. Копыленко; 450 сл.).
На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.
1. Чем заинтересовал рассказчика лесник Василий Петрович?
а) был искусным охотником;
б) прекрасно рассказывал об охотничьих приключениях;
в) у него всегда жили прирученные животные.
2. В комнате вдруг что-то загавкало:
а) из-под печи;
б) из-под кровати;
в) из угла из-под потолка.
3. Птица был похож на:
а) перепелку;
б) коноплянку;
в) галку.
4. Ракшу можно встретить:
а) в лесных чащах;
б) на опушке леса;
в) у реки или озера.
5. Где взялась у лесника ракша?
а) подарили друзья;
б) подобрали птенцом дети;
в) нашел с перебитым крылом.
6. Василий Петрович кормил ракшу
а) хлебом;
б) семенами;
в) мясом.
7. Просить кушать ракша “научилась”
а) Сера;
б) в Пирата;
в) в Букета.
8. Место ракше было
а) на полке в углу под потолком;
б) в скворечники в углу;
в) на полке над дверью.
9. “Секрет” Василия Петровича заключался в
а) большом количестве свободного времени;
б) специальном образовании биолога;
в) любви к животным.
10. Главная мысль прослушанного текста - это
а) одобрение милосердного отношения к животным;
б) восхищение дружбой рассказчика и лесника;
в) восхищение красотой природы.
11. В отношении человека к живой природе должен преобладать
а) стремление покорить природу собственной воле;
б) стремление получить практическую пользу;
в) стремление сосуществовать в полной гармонии.
12. Любовь человека к животным и растениям удостоверяющий
а) склонность к естественным наукам;
б) гуманность и доброту;
в) неумение общаться с людьми.
Работа с учебником. Выполнение упражнения 8 (И).
ИV. Подбиття итогов урока.
V. Домашнее задание.
Упражнение 7 (устно), упражнение 8 (II, письменно)