Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок № 3

Тема: Звязне речи. Монологическая и диалогическая речь. Основные правила общения (практически). Создание диалогов

 

Цель: дать учащимся понятие о монологическая и диалогическая речь, познакомить с основными правилами общения, формировать умение составлять и разыгрывать диалоги в соответствии с предложенных ситуаций с соблюдением правил общения, умение поддерживать диалог на определенную тему, правильно интонировать реплики диалога; воспитывать вежливость, толерантисть, уважительное отношение к собеседникам; развивать мышление и речь, в частности диалогическое; уточнять и обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй их речи.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Беседа.

· Как этсвязаны речь и язык?

· Возможно вещание без языка? Почему?

· Может развиваться речь без речи? Почему?

· Кого называют говорящим?

· Истолковать срок адресат речи.

· Есть четыре вида речевой деятельности?

· В чем заключается разница между аудированием и слушанием? Объяснить.

 

II. Сообщение цели урока. Мотивация обучения.

 

ИII. Изучение нового материала (усвоение мовленнєвознавчих понятий).

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 11.

Обработка таблицы «Основные правила общения» (с. 9).

Объяснение учителя.

Мовлення бывает усне и писемне. Когда мы слушаем или говорим, то прибегаем к устной формы речи, когда пишем или читаем - к письменной.

Необходимо объяснить пятикласникам, что речь существует в форме диалога или монолога.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц. Монолог - высказывание одного лица.

Диалог осуществляется при условии непосредственного контакта лиц, которые общаются, каждый из собеседников говорит, то слушает. Поэтому диалогическая речь состоит из чередования высказываний обеих (или нескольких) собеседников. Высказывания участников диалога называются репликами. Диалогическая речь существует в устной форме. В письменной форме диалог используется в основном в художественных произведениях.

Cлед объяснить ученикам, что реплику, которая начинает общение, называют репликой-стимулом, она побуждает собеседника к ответу или действию. Реплику, что звучит в ответ, называют репликой-реакцией.

Нужно объяснить, что, вступая в общение, собеседник имеет конкретную цель - что-то сообщить, получить информацию, побудить, убедить.

Достижению цели общения способствует установлению взаимопонимания между собеседниками и доброжелательного отношения друг к другу. Именно для установления контакта используются формулы речевого этикета (слова вежливости).

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Представлены слова и словосочетания прочитать в следующей последовательности: 1) те, что используются для приветствия; 2) те, что употребляются во время прощания; 3) те, что используются при извинении; 4) те, что используются для выражения благодарности.

Искренне спасибо. Извините. Простите. Прошу простить (простить). Извините. Доброго утра! Добрый день! (или добрый день!) Доброго вечера! Здравствуйте. Доброго здоровья. Бывайте здоровы, майтеся ладно! Большое спасибо. Очень благодарен за вашу помощь. Извините, что беспокою. На все хорошо. До свидания. Ходы здоров! Прощайте. Идите здоровы. Бывай! С Богом!

Разбившись на пары, составить и разыграть диалоги, возможные при указанных ниже ситуаций. Особое внимание обратить на употребление этикетных формул (слов вежливости).

· Ділог между пятиклассником и его первой учительницей. Цель ученика-говорящего - поздравить учительницу с праздником Первого сентября, поблагодарить за науку, выразить готовность оказать в случае необходимости любую помощь.

· Разговор между пятиклассником и «новичком», который только пришел в класс. Цель говорящего - поддержать нового одноклассника, помочь привыкнуть, подсказать, где и как ознакомиться с расписанием уроков, получить учебники и др.

 

V. Подбиття итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

Упражнение 12.