Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок № 1

Тема: Значение языка в жизни общества. Украинский язык - государственный язык Украины

 

Цель: обеспечить осознание учащимися значения языка как основного средства общения, формирование мнения и познания; осознание значения государственного языка для укрепления украинской государственности; способствовать формированию патриотических чувств и любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Выполнение упражнений 1 (І, ІІ, ІІІ), 2..

Работа у доски.

Наша слава - Украинское государство. (Род. творческим.) Государственным языком в Украине является украинский язык. (Конституция Украины.) Без языка нет народа, как солнце без сияния и тепла. (С. Шелухин.) Как будет у ребенка речь, то будет у народа песня. Как будет у народа школа, то будет народ и государство. (Д. Чередниченко.)

 

III. Закрепление изученного.

Беседа.

· Как человек должен относиться к родному языку? Почему?

· Почему государственным языком должен быть родной язык народа, живущего в государстве?

· Почему государственный язык каждому нужно знать безупречно?

Прочитать народные пословицая. Объяснить содержание каждого из пословицамиел.

Кто своего языка сторонится, тот сам себя стесняется. Родной язык - не полова, ее по ветру не розвієш. Мы из того рода, что любит свой язык и свободу.

Народное творчество.

Диктант с комментированием.

Соловину, барвенкове украинский родной язык в дар дали мне родители. (В. Лучук.) И какая замечательная, светлая и богатая украинская речь, речь мамы и папы! (Марийка Пидгирянка.) Родной язык в родной школе! Звенящий нам чарівніш? (Александр Олесь.) Речь красочная, речь богата, родная и теплая, как родительский дом. (В. Гринько.) В сердце нежную и погідну сохраню я родной язык. (М. Хоросницька.) Наша мова калинова и ласковая, и медовая, и богатый, и не бедный. Вот что язык наш родной! (Д. Чередниченко.)

 

IV. Подведение итогов урока.

Прочитать (прослушать) стихотворение. Как автор объясняет роль родного языка в жизни человека? Почему сравнивает ее с живой водой?

Родная речь, которой мать разговаривает

И шумит в степи земля...

Я ею мыслю и общаюсь,

Она и учит, и окриля,

Я ней мечтаю, ею сню,

Она чище от огня.

Среди всех народов мира

Возвышает мою родню.

Она и греет, и сияет,

Она - словно песня соловьия.

Если бы сменил ее на другую,

Себя оскорбляет сам бы я.

Из всех чужин, из всех дорог,

Какой бы мир не рухнул к ногам,

Кто родной не отрекся от языка,

На родной вернется порог.

А дома и горе - не беда,

Ибо язык, как живая вода,

Она богата, наша речь -

И древняя, и вечно молодая!

Юрий Питак, школьник, г. Тернополь.

Итоговая беседа.

· Какую роль играет язык в жизни общества?

· Какие средства, кроме языка, люди используют для общения?

· В чем преимущества звуковой языка перед другими средствами?

· Какие языки изучают в школе и какова роль каждой в жизни человека?

· Какое значение для граждан государства имеет государственный язык?

 

V. Домашнее задание.

§ 1, упражнение 5.