Урок № 1
Тема: Значение языка в жизни общества. Украинский язык - государственный язык Украины
Цель: обеспечить осознание учащимися значения языка как основного средства общения, формирование мнения и познания; осознание значения государственного языка для укрепления украинской государственности; способствовать формированию патриотических чувств и любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Выполнение упражнений 1 (І, ІІ, ІІІ), 2..
Работа у доски.
Наша слава - Украинское государство. (Род. творческим.) Государственным языком в Украине является украинский язык. (Конституция Украины.) Без языка нет народа, как солнце без сияния и тепла. (С. Шелухин.) Как будет у ребенка речь, то будет у народа песня. Как будет у народа школа, то будет народ и государство. (Д. Чередниченко.)
III. Закрепление изученного.
Беседа.
· Как человек должен относиться к родному языку? Почему?
· Почему государственным языком должен быть родной язык народа, живущего в государстве?
· Почему государственный язык каждому нужно знать безупречно?
Прочитать народные пословица’я. Объяснить содержание каждого из пословицами’ел.
Кто своего языка сторонится, тот сам себя стесняется. Родной язык - не полова, ее по ветру не розвієш. Мы из того рода, что любит свой язык и свободу.
Народное творчество.
Диктант с комментированием.
Солов’ину, барвенкове украинский родной язык в дар дали мне родители. (В. Лучук.) И какая замечательная, светлая и богатая украинская речь, речь мамы и папы! (Марийка Пидгирянка.) Родной язык в родной школе! Звенящий нам чарівніш? (Александр Олесь.) Речь красочная, речь богата, родная и теплая, как родительский дом. (В. Гринько.) В сердце нежную и погідну сохраню я родной язык. (М. Хоросницька.) Наша мова калинова и ласковая, и медовая, и богатый, и не бедный. Вот что язык наш родной! (Д. Чередниченко.)
IV. Подведение итогов урока.
Прочитать (прослушать) стихотворение. Как автор объясняет роль родного языка в жизни человека? Почему сравнивает ее с живой водой?
Родная речь, которой мать разговаривает
И шумит в степи земля...
Я ею мыслю и общаюсь,
Она и учит, и окриля,
Я ней мечтаю, ею сню,
Она чище от огня.
Среди всех народов мира
Возвышает мою родню.
Она и греет, и сияет,
Она - словно песня соловьи’я.
Если бы сменил ее на другую,
Себя оскорбляет сам бы я.
Из всех чужин, из всех дорог,
Какой бы мир не рухнул к ногам,
Кто родной не отрекся от языка,
На родной вернется порог.
А дома и горе - не беда,
Ибо язык, как живая вода,
Она богата, наша речь -
И древняя, и вечно молодая!
Юрий Питак, школьник, г. Тернополь.
Итоговая беседа.
· Какую роль играет язык в жизни общества?
· Какие средства, кроме языка, люди используют для общения?
· В чем преимущества звуковой языка перед другими средствами?
· Какие языки изучают в школе и какова роль каждой в жизни человека?
· Какое значение для граждан государства имеет государственный язык?
V. Домашнее задание.
§ 1, упражнение 5.