Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Урок № 15

Тема: Предлог. Написание отдельно предлогов с другими частями речи. Союз.

Употребление союзов и, и, и, а, но для звсвязи слов в предложении. Запятая перед союзами а, но

 

Цель: повторить изученное о предлог и союз, формировать навыки написания предлогов с другими словами раздельно, формировать умение отличать предлоги от однозвучних префиксы и предлоги от союзов, определять роль этих служебных частей речи в предложении; развивать память, логическое мышление, культуру устной и письменной речи.

Тип урока: урок повторения изученного.

Оборудование: учебник, проектор.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение ключевых вопросов.

Беседа.

· Какая часть речи называется предлогом? Привести примеры.

· Почему предлог является служебной частью речи?

· Какую роль выполняет предлог в предложении?

· С какими частями речи сочетаются предлоги?

· С какими падежами употребляются предлоги?

· Как пишутся предлоги с другими частями речи?

· Какая часть речи называется союзом? Привести примеры.

· Почему союз является служебной частью речи?

· Какова роль союзов в предложении?

 

ИII. Выполнение упражнений на повторение.

Прочитать спроектированы на экран предложения. Указать в них предлоги и союзы. С какими частями речи употребляются предлоги? Как пишутся с другими частями речи? Какова роль союзов в предложении?

1. Без вербы и калины нет Украины. За народ и волю отдадим жизнь и судьбу. Везде хорошо, а на Родине лучше. Правительства приходят и уходят, а народ бессмертен. Жизнь бесценна, а воля дороже жизни. Кто взял меч, от меча и погибнет. От слова до дела как от земли до неба.

Народное творчество.

2. Три тополя посадила сестра при долине (Т. Шевченко). Под горой между грядками стоят маленькие домики строками. (О. Маковей.). Более рощей, над водой стелются туманы. На деревьеви желтеют по осени лист. (Л. Боровиковский.) Трудящийся ласточка край берега летала (Леся Украинка). Дивлюсь я на небо та й думку гадаю... (М. Петренко.) Нас благословляют небеса, чтобы в душу входила красота. (Д. Белоус.) Я солнца жду, и солнце взойдет, и утро придет! (Александр Олесь.)

Творческая работа..

Составить предложения с данными словами (устно).

До свободы - довольно; в гору - вверх, вниз - вниз, в седьмой - восьмой раз.

Переписать, на месте точек вставляя предлоги. Объяснить написание предлогов с другими частями речи.

1. Нет судьбы ... соли. 2. ... своего рода ... воду. 3. Ехал .. Фоме, а заехал ... кумовья. 4. ... Фому, а он ... Ярему. 5. Получится Ефим ... воды сухим. 6. Видно Зосю ... волосам. 7. Такой ласки достану ... Параски.

Народное творчество.

Для справок.

1. Без. 2. К, через. 3. К, к. 4. О, о. 5. С. 6. По. 7. В.

Образовать словосочетания, вставляя вместо точек предлоги. Записать, обозначив в словах префиксы и подчеркнув предлоги. Два-три словосочетания ввести в самостоятельно составленных предложений (устно).

Доехать ... Львова; отплыть ... берега; сделать ... дерева; взлетел ... гнезда; впустить ... дом; отмерить ... пределы.

Образец: Донести до школы.

Переписать предложения, раскрывая скобки. Предлоги подчеркнуть. Префиксы выделить.

Меня сегодня разбудил голубь. Он (при)летел и плакал на балконе. (Л.Костенко.) (Под)битые голуби (с)німалися (с)земли (к)лучей ясных и (с)нов (на)землю (откр)ривались... (Александр Олесь.) Летела жар-птица над полем пшеницы. С/роняла перо с/небес на/долину (В. Паронова.) Тень черная стремительно падает (в)низ. То белый голубь так (с)летает (в)верх. (Л. Костенко.)

Переписать, на месте точек вставляя союзы. Объяснить употребление ком.

Как аукнется, так откликнется.... Надо думать головой, ... не ботинком. Не место человека красит, ... человек место. Балаболка ... дом разнесет. Ясные глаза ... черные мысли.

Народное творчество.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 80 (письменно).

 

ИV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.

Упражнение 81.