ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Урок № 16
Тема: Тематичне тестирование (тема: Части речи). Обучающее чтение молча
Цель: с’ясуваты уровень усвоения знаний, сформованвсти умений и навыков по теме “Части речи”; формировать умения и навыки применять полученные теоретические знания на практике; развивать коммуникативные умения, в частности умение читать молча; развивать логическое мышление, тренировать память, формировать умение выделять главное.
Тип урока: урок проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков.
Оборудование: текст для чтения молча.
Ход урока
И. Сообщение цели проверки и способов ее проведения.
II. Объяснение учителя по проведению тестирования.
III. Выполнение тестовых заданий.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1. Существительное
а) обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?
б) обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделает?
в) обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?
Привести пример существительного.
2. Прилагательное
а) обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?
б) означает количество, порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? который? которая? которое?
в) обозначает признак действия и отвечает на вопрос как? где? куда? откуда? когда?
Привести пример прилагательного.
3. Местоимение
а) означает название предмета;
б) указывает на лицо или предмет, признаки, количество, но не называет их;
в) обозначает признак предмета.
Привести пример местоимения.
4. Незмінюваною самостоятельной частью речи является
а) прилагательное;
б) наречие;
в) местоимение.
Привести пример такой неизменной самостоятельной части речи.
5. Числительными являются слова
а) п’пять, пятый, пятеро;
б) пятерка, пятиугольник;
в) в пятый раз, пятиэтажный.
Привести пример числительного.
6. Служебными частями речи являются
а) от, до, по, в, и, но, однако;
б) я, он, мы, наш, каждый;
в) высоко, вверху, осенью, вчера.
Составить и записать предложения, подчеркнуть в нем служебные части речи.
IV. Ответы учителя на вопросы учеников по тестам (после того, как собраны тетради).
V. Объяснение учителя по проведению чтение молча.
VИ. Проведение чтение молча.
Тексти для учебного чтения молча
1. Река Стугна
Под Киевом поселился змей. Жители села Триполье и Киева по очереди должны были давать этому змею детей на съедение. Вот дошла очередь до киевского князя, чтобы он отдал свою дочь. Ничего не мог князь сделать и отдал княжну. Но змей ее не съел, потому что она была очень красивая и сподобалася ему.
Княжна же узнала, как можно уничтожить змея, написала об этом записку, прив’связала к ножке голубя и выпустила птичку. Голубь прилетел к своему гнезду в княжеский дворец. Прочитав записку, князь приказал позвать ловких и сильных кузнецов Кузьмы и Демьяна’яна.
Кузнецы выковали исполинского плуга, поймали змея, запрягли в плуг и начали пахать.
Во время пахоты плуг выбрасывал такие большие ломти земли, образовавшиеся валы. Позже их назвали Змиевыми валами.
Кузнецы доорали до самого Триполья. Змей ужасно устал и начал пить воду из реки. Всю реку вихлебтав и лопнул. Остался только ручей, который стал называться Стугна-за того, что змей подыхал стеная. (Род. творческим.; 152 сл.)
На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.
1. Детей змею давали жители
а) Киева и села Леток;
б) Киева и села Триполье;
в) Киева и села Пятихаток.
2. Детей змею давали
а) на выхoния;
б) на закалку;
в) на съедение.
3. Змей не съел княжну, потому что она была
а) вежливый;
б) трудолюбивая;
в) красивая.
4. Записку княжна привязала к ножке
а) голубя;
б) ворона;
в) воробья.
5. Птица прилетела к своему гнезду
а) в купеческом тереме;
б) в княжеском дворце;
в) в крестьянской хате.
6. Князь приказал позвать
а) кузнецов Кузьмы и Демьяна;
б) богатырей Кузьму и Демьяна;
в) волшебников Кузьму и Демьяна.
6. Запрягли змея
а) в виз,
б) в плуг;
в) в сани.
7. Выброшенные ломти земли образовывали
а) горы;
б) стены;
в) валы.
8. Кузнецы со змеем достались
а) до Киева;
б) в Триполье;
в) до Чернигова.
9. Змей начал пить воду
а) с моря;
б) из реки;
в) из ручья.
10. Выпив всю воду, змей
а) бежал;
б) растаял;
в) лопнул.
11. Реку, которая образовалась из ручья, назвали Стугна, потому что
а) стонали кузнецы;
б) стонал змей;
в) стонала земля.
12. Переданы в легенде события объясняют
а) происхождение названий валов и реки;
б) происхождение названия реки.
в) происхождение названия села.
2. Наказание
Чем выше підбивалося солнце, тем лютішою становилась жара. Лошади сбились в кучу, свесили головы.
Ребята лежали под ивой. Володька потянулся, тріпнув чубом:
- Может, в грушевый сад махнем, а?
Ребята молчали. Конечно, затея соблазнительная - полакомиться сочными грушами. Но отчетливее груши каждый видел перед собой грозную фигуру колхозного сторожа деда Арбы.
Не знал Арба, что такое болезнь и усталость. В самые лютые морозы старый купался в реке. “Дед-степняк” - со страхом и уважением называли его в деревне.
Сторож в саду никогда не сидел, а возился возле дома. И в критическую минуту катилось громоподобное: “Ого-го-го!” С поднятой сапой летел дед Арба. Он гнался за сорванцом километров с п’ять, а если случался очень ловкий, то и десять. Словом, не было еще такого случая, чтобы дед не поймал любителя колхозных фруктов.
Володьку не отступал.
- Давайте на лошадях. Если тот... сбежим.
Григорий и Михаил нехотя приподнялись. Ленька - за ними. Вскочили на лошадей. Когда из-за холма выскочил сад, ребята остановили Леньку и приказали: “Увидишь деда - свистни!”, а сами двинулись дальше.
Поймав носом терпкий запах груш, Ленька пришпорил кобылу Муху и бегом до крайнего дерева. Только соскочил на землю, как над садом прогремело:
- Ого-го-го!
Дед Арба! Ленька шмыгнул к испуганной Мухи. Чтобы помочь всаднику, Муха поймала его зубами за штаны и подбросила вверх. Описав петлю, парень зарыл носом в землю. В это время кто-то сгреб его железной п’ятірнею:
- Ага, попался!
В щелку приплюснутого глаза Ленька увидел грозно настовбурчені деду усы. В Льончиному горле забелькотіло:
- Ой, не бу-буду! Відпу-пу-стіть!
Дед взял Муху за повод, пленного за шиворот и потащил вглубь сада. Кобыла упиралась, Ленька же пальцем боялся пошевелить . “Что он сделает со мной? -он дрожал каждой жилкой. - Повесит на груши или бросит в трясину?..”
Прыв’связав Муху, дед турнув малого к шалашу. Поставил полное ведро груш и приказал:
- Ешь!
- Не буду! - видзеленькав Ленька зубами.
- Ешь, тебе говорю!
Примочуючи грушу слезами, Ленька начал есть. Терпко свело рот, не было сил ни жевать, ни глотать. Еле домучил первую грушу.
-Ешь! - снова послышалось страшное слово.
После третьей груши напала икота. Муха, глядя на Льоньчині муки, жалобно заіржала. Дед стоял неподвижно.
- Дедушка, родненький... Не могу...
- А воровать - можешь?
Еще Ленька проглотил несколько груш. Гадкое месиво застряло в горле, глаза полезли на лоб.
- Пустите, дедушка, больше не бу...
- Не будешь? Так вот смотри! И детям, и внукам закажи: не берите чужого - оно печется.
- Дед взял парня за шиворот и, словно лягушонок, поднял над собой. Ленька и не пришел в себя, как оказался на Мушиній спине. Старушка с места рванула в галоп; она так прыгала через кусты и канавы, будто випорснула с огня.
Из кустов вигулькнули ребята. Ленька, увидев своих, заревел во весь голос. Ребята переглянулись.
- Он что, бил тебя?
- Не бил... грушами... кормил.
- Кормил? - ребята уставились. - Чего же ты ревешь?
- Ага, чтобы вас так... кормили... На всю жизнь хватит... (По В. Близнецем; 450 сл.)
На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.
1. Полакомиться грушами из колхозного сада предложил
а) Грицко;
б) Володьку;
в) Михаил;
г) Ленька.
2. Предложение было заманчивым через
а) голод;
б) жажду;
в) жару;
г) желание подразнить сторожа.
3. В деревне колхозного сторожа называли
а) дед-садовод;
б) дед-степняк;
в) дед-лесовик;
г) дед-водяной.
4. Люди чувствовали до сторожа
а) брезгливость и пренебрежение;
б) полное безразличие;
в) панический страх;
г) боязнь и уважение.
5. За вором, который залез к саду, дед арба гнался
а) с кнутом;
б) с ремнем;
в) с сапой;
г) с лопатой.
6. За вором-сорванцом дед гнался
а) метров п’ять;
б) метров десять;
в) с километр;
г) километров с п’пять, а то и десять.
7. Двинувшись к саду, ребята приказали Льоньці
а) возвращаться обратно;
б) стоять на страже;
в) отвлекать внимание сторожа;
г) оборвать крайние от дороги груши.
8. Кобыла Муха подбросила Леньку вверх, чтобы
а) помочь парню сесть в седло;
б) помочь сторожу поймать парня;
в) закинуть парня на дерево, где он мог бы спрятаться;
г) проучить парня за плохое к себе отношение.
9. Дед Арба схватил Леньку
а) в горячие объятия;
б) ласковой рукой;
в) железной п’ятірнею;
г) в тиски.
10. Парень боялся, что дед
а) отведет его к отцу;
б) отведет его в милицию;
в) зв’яже его веревкой и запер в погребе;
г) повесит его на груши или бросит в трясину.
11. Дед заставил Леньку
а) назвать имена соучастников кражи;
б) сказать им’я свое собственное и отца;
в) есть груши;
г) работать в саду.
12. На всю жизнь Ленька запомнить’помнит дедову науку:
а) береги честь смолоду;
б) не плюй в колодец - пригодится;
в) не умеешь - не берись;
г) не бери чужого - оно печется.
VII. Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задание выполнено).
VIIИ. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание.
Упражнения 82, 83 (устно).