СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 13
Тема. Порядок слов в предложении
Цель: научить учащихся различать «новое» и «известное» в предложении, правильно объединять предложения в текст; прививать любовь к окружающему миру и учить оберегать его.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Беседа с учениками.
- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?
- Какие предложения называются розповідними?
- Какие предложения называются вопросительными?
- Какие предложения называются побудительными?
- Приведите пример каждого из предложений.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику с элементами беседы.
Упражнение 104.
Задачи и вопросы
Прочитать текст, определить его тему. С чем автор сравнивает мир, в котором мы живем? Как надо относиться к окружающей среде?
Перечитать первый абзац. Выяснить, на какие слова в предложениях падает логическое ударение. В какой части предложения они стоят?
2. Слово учителя.
В каждом предложении есть важное слово, на котором мы концентрируем внимание, то есть на него падает логическое ударение. В устной речи мы выделяем это слово интонацией. В письменном тексте оно, как правило, находится в конце предложения.
Выполнения упражнения.
Упражнение 105 (устно).
В писемному сообщении важнейшая информация является «новым» - Н и всегда можно найти в предложении после «известного» - В.
3. Работа по учебнику.
Упражнения 106 (устно), 107, 108 (письменно).
4. Работа у доски.
Задание: продолжить текст, выделить в каждом предложении «новое» и «известное».
В золотые осенние дни собрались улетать журавли. Покружили они над рекой и полетели в далекие теплые края...
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Упражнения 112 (устно), 114 (письменно).
2. Работа у доски.
Задача: исправить допущенные ошибки. Записать текст правильно.
Человек и природа неотделимы друг к другу, тесно взаимосвязаны. Природа - часть природы. Поэтому ее нужно беречь и приумножать.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 12, упражнение 115.