СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 14
Тема. Главные члены предложения
Цель: углубить знания учащихся о главные члены предложения; учить определять главные члены в предложении, различать виды присудків; развивать устная и письменная речь; воспитывать настойчивость в обучении.
Оборудование: учебник, текст лингвистической сказки.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего упражнения.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа у доски.
Задача: определить в поданных предложениях главные члены.
Веселое солнышко пряталось в веселых облаках весенних. Сверкает на солнце озеро. Шумит лес и спорит с сильным ветром.
2. Беседа на повторение.
- Что такое подлежащее?
- Какими частями речи он может быть выражен?
- Что такое сказуемое?
- Какой частью речи он выражается?
3. Слово учителя.
Есть три вида присудків: простой глагольный, составленный глагольный, составленный именной. Давайте сейчас определим грамматическую основу и виды присудків в предложениях, записанных на доске.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 121 (II) (письменно).
5. Творческая работа.
Задача: придумать предложение с простым дієслівним, составленным дієслівним и составным именным присудками.
6. Лингвистическая сказка.
(Читает учитель.)
Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
- Ты часто надеваешь мою маску,- сказал Подлежащее,- а мне это не нравится.
Сказуемое обиделся:
- Откуда ты взял? Когда это бывает?
- Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто. А я не хочу быть тобой.
- Зачем мне твоя маска существительного? Я и сам существительное. Долго бы ругались Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак на имя Тире.
- Я помирю вас,- сказал он,- стану между вами, и никто вас не спутает.
С того времени и стоит господин Тире между подлежащим-существительным и сказуемым-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым-прилагательным не хочет стоять, потому что они и так не ссорятся.
Задания к сказке:
чтобы помирить Подлежащее со Сказуемым, поставьте, где нужно, тире на месте пропущенной связки.
Ум-сокровище человека.
Учение свет, а неученье тьма.
Дом без книги-день без солнца.
Корень труда горький, но сладкий овощ.
(Народное творчество.)
7. Работа по учебнику.
Упражнение 122 (письменно).
Задача: поставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.
Упражнение 124.
V. САКРІПЛЕННЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Обобщающая беседа.
- Какой частью речи выражается подлежащее?
- Какой частью речи может выражаться сказуемое?
- Назовите виды присудків.
- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 13, упражнение 125.