Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

 

УРОК № 12

Тема. Предложение

 

Цель: ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; научить их правильно строить и уместно использовать вопросительные, побудительные и восклицательные предложения; воспитывать у учащихся любовь к природе.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнение 90 (устно).

2. Беседа по тексту упражнения.

1) Назовите группы слов, словосочетаний, предложений.

2) достаточно Ли для общения употреблять лишь отдельные слова, словосочетания?

3) С помощью чего мы общаемся?

3. Работа с таблицей «Признаки предложений и словосочетаний».

Упражнение 91.

4. Работа у доски.

Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу.

Золотая березка опустила свои ветви и сокрушается. (О. Копыленко.)

Высоко вверху звонко курличуть журавли. (О. Копыленко.)

5. Работа по учебнику.

Упражнение 92 (устно).

Задание ученикам

- Найти в тексте предложения, в которых автор рассказывает, описывает явление (такие предложения называют розповідними);

- найти в тексте предложения, в которых автор спрашивает (такие предложения называются вопросительными, в конце предложения ставится знак вопроса);

- найти в тексте предложения, в которых автор побуждает к действию, то есть выражает приказ, совет, просьбу (такие предложения называются побудительными);

- найти предложения, которые произносятся с усиленной, напряженной интонацией, что указывает на выявление сильного чувства (такие предложения называются окличними, в конце предложения ставится восклицательный знак).

Упражнение 96.

Задача: переписать, поставить знаки препинания в конце предложений. Определить виды предложений по цели высказывания.

6. Самостоятельная творческая работа.

Задание: самостоятельно составить розповідне, вопросительное, побудительное, окличне предложения. Если возможно, объединить их в связный текст. Тема: «Осень в городе».

7. Слово учителя.

На уроках вы учитесь создавать устные и письменные высказывания. У них могут случаться ошибки, в частности в образовании слов, в построении словосочетаний, предложений. Такие ошибки называются грамматическими и обозначаются буквой Г.

8. Работа по учебнику.

Упражнение 100 (устно).

9. Работа у доски.

Задача: переписать текст, определяя границы предложений и расставляя знаки препинания. Определить вид каждого предложения по цели высказывания. Указать восклицательные предложения.

Родной край дорогая сердцу земля отцов и прадедов наших воспетые в песнях народных безграничные степи зеленые леса и долы высокие голубые небеса разве есть что на свете лучше это милое сердцу досуга разве есть что на свете дороже за Отечество.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Коллективная работа.

Задачи: определить виды предложений по цели высказывания.

Вы знаете, как липа шелестит в месячные весенние ночи? Пусть цветет жизнь, как белый сад!

Багряный клен стоит на опушке леса и будто грустит, что поступил октябрь.

А в том просторім мире добра научайтесь, родного своего языка и песни не цурайтесь!

Вы знаете, как спят старые рощи?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 11, упражнение 103.