I СЕМЕСТР
УРОК 16
Тема. Осень. Предложения, в которых о чём-то рассказывают. Интонация законченного предложения. Составление предложений по рисунку
Цель: учить учащихся составлять предложения; развивать внимание, познавательную активность, смекалку, речь; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.
Оборудование: сюжетные картинки «Огород», «Сад», предметные картинки с изображением овощей и фруктов, репродукции картин с изображением осени.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель
Золотые тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём...
— Когда это бывает? (Осенью)
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы увидим, какие дары нам приносит волшебница- осень.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа с чистоговоркой
Са-са-са — в лесу бегает ли...
Су-су-су — было холодно в ле...
Ос-ос-ос — на поляне много...
Овь-овь-овь — у нас выросла мор...
Як-як-як — а у нас вырос бур...
Уз-уз-уз — а у нас — красный арб...
Ок-ок-ок — к солнцу тянется чесн...
2. Работа с загадками
• Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул — и вот... (морковка).
• Я твержу сестре Лариске:
Нет окрошки без... (редиски).
• Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит... (лук).
• Не чихал чтоб мой сынок,
В суп кладу ему... (чеснок).
• Все друзья зовут Антошку
Им помочь копать... (картошку).
• Юбки свои покрахмалив до хруста,
Гордо расселась на грядке... (капуста).
• Прекращайте все споры-раздоры!
Сок томатный дают... (помидоры).
• Весь в пупырышках малец —
Изумрудный... (огурец).
3. Беседа
— Что общего у всех названий? (Это овощи.)
— Какие овощи собирают летом, а какие — осенью?
— Что вы составляли, отвечая на мои вопросы? (Предложения)
— Что такое предложение?
4. Работа с рисунками «овощи, фрукты» и слоговыми схемами
- слива, груша, тыква, вишня, свёкла
- картофель, помидор, яблоко, капуста, виноград, огурец
5. Составление предложений по картинке
Учитель задает вопросы.
— Чем занимаются ребята? (Ребята собирают в саду урожай.)
— Какие фрукты они собирают? (Ребята собирают яблоки и груши.)
— Какие яблоки и груши собирают ребята? (Ребята собирают красные, жёлтые, спелые фрукты.)
6. Интонирование составленных предложений
V. Осмысление изученного материала
Работа со стихотворением-шуткой «Про овощи»
Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена —
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеянных густо
Огурбузы росли,
Помирдыни росли,
Редисвёкла, часлук и репуста...
— Почему знакомые садовода удивились?
VI. Итог урока
— Назовите знакомые вам фрукты и овощи.
— Какие из них вы любите?
— Чему вы учились на уроке?
— Что такое предложение?