I СЕМЕСТР
УРОК 17
Тема. Семья. Предложения, в которых о чём-то просят, приказывают или предлагают. Интонация законченного предложения
Цель: обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление и монологическую речь учащихся; воспитывать культуру устной и письменной речи, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: плакат с ребусом 7Я (семья), сюжетная картинка «Семья».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
— О каком времени года мы с вами говорили на прошлом уроке?
• Редко видим в небе просинь.
Тучи, дождь — ведь это... (осень).
• Открывают детворе
Двери школы в... (сентябре).
• Лист последний на заре
Сбросил лес наш в... (октябре).
• Утром лужи во дворе
Льдом покрыты в... (ноябре).
— Что нам дарит волшебница-осень?
— Вспомните загадки про овощи и фрукты.
III. Сообщение темы и задач урока
Вывешивается плакат с ребусом 7Я.
Учитель. Разгадайте ребус и узнайте тему нашего сегодняшнего урока.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа
— Что такое семья? (Семья — группа живущих вместе родственников.)
— Сколько человек в вашей семье? Назовите их.
2. Работа с загадками-складанками
• Вот семейный наш портрет,
Самый старший, в центре,— ... (дед).
• Вкусные оладушки
Мы едим у... (бабушки).
• Хоть шалит частенько Юля,
Всё прощает ей... (бабуля).
• Нас воспитывать любители
Называются... (родители).
• Если я надену шляпу,
Буду я похож на... (папу).
• Заявляем твёрдо, прямо:
Лучше всех на свете — ... (мама).
• Кушай мамин ты блинок,
Подрастай скорей,... (сынок).
• Поцелует мама в щёчку
На ночь маленькую... (дочку).
• Из фланелевых пелёнок
Ручки вытащил... (ребёнок).
• Рыболовный курс наук
Изучает с дедом... (внук).
• Утром бабушка за ручку
В первый класс приводит... (внучку).
• Мне решить задачку рад
Мой спаситель — старший... (брат).
• Тише пойте в небе птички!
Не мешайте спать... (сестричке).
• Одинаковы с лица
Оба брата-... (близнеца).
• Узнаю его не глядя,
Ведь любимый он, мой... (дядя).
• Вы стишок всегда прочтёте
За конфетку вашей... (тёте).
• Дядя Витя дал мне пряник,
Ведь любимый я... (племянник).
• Шум и гам четыре дня —
Вся гостит у нас... (родня).
— Назовите все новые слова, которые вы узнали.
3. Беседа по сюжетной картинке
— Кто изображён на рисунке?
— Можете ли вы сказать, дружная это семья или нет? Как вы догадались?
— Что вы составили, описывая картинку? (Предложения)
— Что такое предложение? Из чего оно состоит? Что выражает?
4. Развитие речи. Составление побудительных предложений (без употребления терминов)
Учитель. Составьте, пожалуйста, предложение-просьбу или предложение-приказ. Не забудьте про вежливые слова.
Пример:
— Внученька, пожалуйста, подай мне спицы.
Учащиеся составляют предложения.
Комментарий: учитель обращает внимание на интонирование предложений.
V. Закрепление и осмысление изученного материала
1. Составление диалога (работа в паре)
Например:
— Доченька, подай, пожалуйста, ножницы.
— Какие?
— Самые маленькие.
— Пожалуйста, мама.
— Большое спасибо, дочурка.
2. Разучивание учащимися стихотворения со слов учителя
Бабушка, папа, мама и я —
Наша дружная семья.
Мы друг друга уважаем,
Мы друг другу помогаем.
З. Александрова
VI. Итог урока
— Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
— Что такое семья?
— Какие новые слова вы выучили?
— Какие предложения составляли?
— Расскажите о своей семье.
— Нарисуйте свою семью.