I СЕМЕСТР
УРОК 15
Тема. Природа. Времена года (осень). Разучивание стихотворения об осени со слов учителя. Картины, возникающие в воображении при слушании. Признаки хорошего высказывания (громкость, темп речи)
Цель: ознакомить учащихся с названиями времён года и осенних месяцев; разучить стихотворение об осени со слов учителя; развивать воображение, образное мышление, связную речь; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, родной земле.
Оборудование: репродукции картин об осени известных художников, аудиозапись П. Чайковского «Времена года», приложения с творческими заданиями.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
— Отгадайте загадку — и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой. (Год)
— Что это за ступеньки? (Месяцы)
— Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о временах года.
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа
— Сколько времён года вы знаете? (4)
— Назовите их.
— Сколько месяцев в каждом времени года? (3)
— Сколько дней может быть в месяце?
2. разучивание стихотворения о временах года со слов учителя
Весна красна цветами,
Лето — солнцем и грибами,
Осень — рожью и снопами,
Зима — белыми снегами.
3. Беседа
— Какое сейчас время года? (Осень)
— Чем богата осень?
— Какие приметы осени вы знаете?
4. Демонстрация репродукций картин
Звучит «Осенняя песнь» из альбома П. Чайковского «Времена года»
— Посмотрите, пожалуйста, на картины известных художников. Какое время года на них изображено?
— По каким признакам вы поняли, что на картинах изображена осень?
5. Декламирование стихотворений об осени учителем с элементами беседы
Что за чудо,
Что за диво!
Осень лес позолотила.
Золотистый клён стоит.
Золотой ковёр шуршит.
Под ногами позолота.
Солнца лучик золотой,
Ты украсил лес густой?
Золотистые рябинки,
И березы, и осинки,
Липки, ясени и дуб —
Позолота там и тут.
— Какую краску выбрал поэт для этого стихотворения?
— Какое построение у этого стихотворения?
— Послушайте стихотворение А. К. Толстого и подумайте, какие краски подойдут к этой картине?
Осень. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
— Какие краски вы возьмёте для этого стихотворения?
— Какое настроение у этого стихотворения?
— Послушайте, как описывает осень А. С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
— Какое настроение у этого стихотворения?
— Так описал осень Ф. И. Тютчев.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
— А так — Н. А. Некрасов.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
— Какие краски надо взять, чтобы нарисовать осень?
6. Заучивание названий осенних месяцев Учитель. Назовите осенние месяцы.
Подсказка:
Вересень — сентябрь.
Жовтень — октябрь.
Листопад — ноябрь.
7. Физкультминутка (по выбору учителя)
IV. Закрепление и осмысление нового материала
1. Разучивание стихотворений об осени (по выбору)
2. Творческая работа
— Разукрасьте осеннюю картину: пронумеруйте последовательность времён года, начиная с Нового года.
V. Итог урока
— О каком времени года мы сегодня говорили?
— Какого цвета осень?
— Назовите приметы осени.