Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 14

Тема. Согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Звуковое значение буквы г

 

Цель: обучить школьников правильно произносить и передавать на письме согласные звуки; углубить знания о произношении и передаче на письме безударных гласных после твёрдых и мягких согласных; формировать правильное произношение согласных; воспитывать самостоятельность школьников.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и передают на письме гласные и согласные звуки; знают звуковое значение буквы г; умеют работать с орфоэпическим словарём.

Оборудование: учебник, словари, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Проблемный вопрос.

— Для чего необходимо знать орфограммы?

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам*.

КАРТОЧКА № 1

В один столбик выпишите слова с проверяемыми безударными гласными, в другой — с непроверяемыми. Запишите в каждый столбик по два своих примера.

Д..ревня, тр..ва, ог..род, н..ра, к..рзина, п..суда, т..релка, м..локо, в..рить, хв..лить, г..сить, к..чать.

 

КАРТОЧКА № 2

Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочное слово к словам, которые можно проверить. Подчеркните непроверяемые гласные.

Зам..ло сн..гами з..млю. Летом она была цв..тная, а т..перь од..наковая. Л..жат к..сые сугробы на ск..мейках, кустах с..рени, подъездах д..мов. Пришла п..чальная п..ра года.

Орфоэпическое упражнение.

Определите звуковое значение гласных в слабых позициях. Подчеркните проверяемую безударную гласную одной чертой, непроверяемую — двумя. Поставьте ударение.

Образец: се[и]стра5.

Нести, зима, капуста, помидоры, широкий, места, кормить, писать, уходить, посадить, карандаш, молоток.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 51-52.

Вопросы учащимся.

— Сколько согласных звуков в русском языке?

— Какие характеристики они имеют?

— Какие согласные произносятся всегда мягко?

— Какие согласные произносятся всегда твёрдо?

Слово учителя.

Буква г обозначает согласный [г] в начале слова и перед гласными (г[г]ора, ог[г]ород), а перед глухими — [х] (лёг[х]кий, мяг[х]кий). В конце слова происходит оглушение, и мы слышим [к] (снег[к]).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Творческая работа.

Переведите слова с украинского языка на русский, сравните произношение в обоих языках. Обозначьте звуковое значение букв ч, ц.

Образец: міліці[ц']ія — милици[цы]я.

Станція, столиця, одиниця, птиця, лисиця, місяць, чернетка, четвер, черешня, частина, жінка, життя.

Тренировочные упражнения.

1. Правильно прочитайте слова. Запишите их в алфавитном порядке.

Чаща, начать, отвечать, встречать, различать, чёрный, ученик, часовой, чудо, вручать, вечный, намечать.

2. Спишите слова, обозначьте звуковое значение буквы г.

Образец: дог[к].

Порог, гром, договор, гвоздика, галстук, бегемот, ногти, берег, сапог, вдруг, вогкий, попугай.

Слово учителя.

В большинстве заимствованных слов согласные перед гласным звуком, обозначенным буквой е, произносятся мягко: ака[д'э]мия, ба[с'э]йн, кон[ф'э]тти, про[ф'э]ссор.

В некоторых заимствованных словах согласные перед гласным звуком, обозначенным буквой е, произносятся твёрдо: [тэ]ннис, сви[тэ]р, мо[дэ]ль. Единого правила нет.

Работа с орфоэпическим словарём.

Проверьте и запомните произношение отдельных звуков по словарю.

Атмосфера, галерея, демонстрация, кашне, пюре, метрополитен, диспансер, серпантин, стамеска.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение: [1] 97 (записать звуковое значение букв ж, ч, ш, щ); [2] 45.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Что такое оглушение?

— Каковы особенности произношения русских звуков [г], [ч'], [ц]?

— Каково назначение орфоэпического словаря?

__________________________________________________________

* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Пилипенко Ж. В. Русский язык. 5 класс: Экспресс-контроль. — Харьков: Издательство «Ранок».