Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 13

Тема. Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарём

 

Цель: научить школьников определять безударную гласную в корне слова; формировать умение применять изученные правила и пользоваться орфографическим словарём; воспитывать интерес к языку, слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают сильные и слабые позиции гласных звуков, подбирают проверочные слова для проверки безударных гласных в корне; умеют работать с орфографическим словарём.

Оборудование: учебник, словари, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Проблемный вопрос.

— Почему изменение слова является одним из способов проверки правильного написания безударной гласной в корне слова?

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Фонетическое упражнение.

Запишите звуковой состав данных слов. Подчеркните безударные гласные.

Образец: стекло — [ст'икло5].

Столы, коридор, темнота, память.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 56-57.

Вопросы учащимся.

— Какой раздел науки о языке называется орфографией?

— Что такое орфограмма?

— Для чего служит орфографический словарь?

— Какие слова называются проверочными?

— Какие слова называются словарными?

Работа с орфографическим словарём.

(Рекомендуется на каждую парту положить словарь.)

Пользуясь словарём, запишите слова с пропущенными буквами. Подчеркните орфограммы.

Ап..льсин, б..гаж, г..раж, в..трина, к..стюм, м..газин, д..корация, в..л..сипед, м..рковь, торм..з, тр..туар.

— Можно ли к данным словам подобрать проверочные?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задание учащимся*.

Из текста, записанного на доске, выпишите слова с пропущенными гласными. Подберите проверочные слова.

Ос..нь поз..лотила л..са и п..ля. Пож..лтели д..ревья в л..су. Дети шли по л..сной тр..пинке. Пот..нул лёгкий в..терок. Настали х..лодные дни.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                 

Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите их вместе с проверочными словами. Запишите звуковой состав выделенных слов.

К..лоть, пор..деть, р..мень, т..жёлый, к..пуста, п..тно, св..сток, л..вить, д..лёкий, к..нфета, ст..кан, ст..рик, в..зать, поч..нить.

 

КАРТОЧКА № 2

К словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочные. Расставьте ударение. Подчеркните орфограммы.

Образец: цветна5я — цве5т.

Оч..ровать, пром..нять, выт..щить, с..нева, прим..рять (костюм), к..чать, р..сковать, под..рить, од..лжить, поб..дить.

Тренировочные упражнения.

1. Спишите слова, проверьте обе безударные гласные, подобрав для каждой проверочное слово. Подчеркните орфограммы.

Образец: ст..р..на — ста5рый, стари5нный — старина.

Г..в..рить, б..р..да, м..л..дой, з..л..неть, д..р..вянный, з..рк..ла, х..л..док, х..х..тать, д..р..гой, к..л..сок.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Образец: Сп..ши текст (пи5шут), не сп..ши, не торопись (спе5шка).

Пол..скать собачку — пол..скать бельё; зап..вать песню — зап..вать лекарство; пос..деть на крыльце — рано пос..деть.

Распределительный диктант.

Запишите в три столбика слова: 1) с безударной гласной, проверяемой ударением; 2) с непроверяемой безударной гласной; 3) с одной гласной в слове. Запишите проверочные слова к словам первой группы.

Морковь, осень, лошадь, степь, площадь, медаль, молодёжь, помощь, тетрадь, мебель, кровать, ночь, болезнь, сирень, рожь, бровь.

— Чего в данных словах больше — звуков или букв? Почему?

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 11.

2. выполнить упражнение: [1] 111.

3. Составить предложения со словами: посветить — посвятить, раздражать — задрожать.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Каково назначение орфографического словаря?

— Как найти орфограмму в слове?

— Как называются слова, написание которых проверить нельзя? Почему они так называются?

___________________________________________________________

* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Говердовская И. Б. Русский язык. 5 класс: Вставь букву. — Х.: Веста: Издательство «Ранок».