УРОК № 15
Тема. Твёрдые и мягкие согласные (в сопоставлении с украинским языком). Обозначение на письме мягкости согласных. Смягчение твёрдых согласных мягкими
Цель: дать учащимся представление о классификации согласных по принципу твёрдости-мягкости; углубить знания о назначении ь и о правилах его употребления; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся классифицируют согласные звуки на твёрдые и мягкие; правильно употребляют ь для обозначения мягкости; знают о смягчении твёрдых согласных перед мягкими.
Оборудование: учебник, таблица «Употребление ь для обозначения мягкости согласных».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Чем различаются по звуковому составу данные слова?
Стал — сталь, удар — ударь, вес — весь, брат — брать.
— Какая разница между этими согласными звуками?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Задание учащимся.
Запишите к словам парные так, чтобы в одном слове был твёрдый согласный, а в другом — мягкий.
Образец: лук — люк.
Ряд, сядь, мыл, бил, вол, мал, ел, вес, медь.
— Перед какими гласными согласные смягчились?
— Какой ещё способ смягчения согласных вы знаете?
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 61-62.
2. Ознакомьтесь с таблицей: [2] с. 15.
- Работа с таблицей.
УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
ь для обозначения мягкости согласных пишется: |
ь не пишется, если согласный смягчается: |
на конце слова после букв, обозначающих мягкие согласные |
в середине слова после л — [л'] и н — [н'] |
; |
в середине слова перед к, б, м, г |
последующим мягким согласным |
всегда мягкими ч, щ |
богатырь, степь |
мальчик, уменьшить |
|
коньки, просьба |
бантик [бан'т'ик] |
ручка, мощный |
Запишите по два своих примера на каждый пункт правила.
- Тренировочные упражнения.
1. Переведите с украинского языка на русский. Сравните произношение слов в обоих языках.
Образец: буквар[р] — букварь[р'].
Дріб, звір, секретар, любов, кобзар, цар, пузир.
2. Запишите слова в алфавитном порядке. Запомните их произношение и написание.
Голубь, теперь, цепь, календарь, якорь, токарь, зверь, кровь, семь, восемь.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Словарный диктант.
Запишите словосочетания. Подчеркните мягкие согласные в словах.
Сельди в бочке, долька лимона, горький миндаль, меньше слов, кустик около пенька, новые серьги, резьба по дереву, удачный помощник.
- Тренировочное упражнение.
К приведенным словам подберите однокоренные, в которых была бы мягкая согласная. Подчеркните орфограмму.
Образец: птенец — птенчик.
Булка (булочка), ночь (ночка), свеча (свечка), облако (облачный), река (речной), солнце (солнечный), мост (мостик), белка (белочка).
- Объяснительный диктант.
На могучем тополе
дружно почки лопнули,
А из каждой почки
вылезли листочки,
развернули трубочки,
распушили юбочки,
оглянулись, улыбнулись
и сказали, что проснулись.
(В. Товарков)
— Укажите слова с изученной орфограммой.
— Какими способами смягчены согласные в данном тексте?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 12, 13; [2] § 7.
2. Выполнить упражнение: [1] 130; [2] 44.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Как обозначается на письме мягкость согласных?
— Какова роль мягкого знака?
— В каких буквенных сочетаниях ь не пишется?
— Какие гласные звуки смягчают согласные?