Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

 

УРОК 12

ТЕМА. ЭКОСИСТЕМЫ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ - ЛЕС, СТЕПЬ И ПРЕСНЫЙ ВОДОЕМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ. ОХРАНА ЭКОСИСТЕМ

 

Цель урока: обучающая - ознакомить учащихся с составом и особенностями трех самых распространенных природных экосистем Украины; развивающая - заложить основу для дальнейшего изучения других природных экосистем на уроках «Физической географии материков и океанов» (7 класс); воспитательная - прививать учащимся бережное отношение к природе как к совокупности экосистем.

Основные понятия: теневыносливые и засухоустойчивые растения, заповедник, планктон.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с рисунками в учебнике и учебными таблицами), сравнительный (сравнение экосистем леса и степи).

Оборудование: карта «Заповедный фонд Украины», таблицы «Животный мир смешанных лесов Евразии», «Животный мир степей Евразии», «Животный мир пресной водоема».

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Межпредметные связи: биология (7 класс), география (7 класс), физическая география (8 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Экосистема леса.

2. Экосистема степи.

3. Экосистема пресной водоема.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Вопрос к ученикам

1. Что такое экосистема? Два виды экосистем существуют? Приведите примеры каждого вида.

2. Что такое цепь питания или пищевая цепь? Приведите примеры пищевых цепей.

3. Какая экосистема - естественная или искусственная - более стойкая и почему?

4. К каким биологическим последствиям может привести исчезновение отдельных видов животных? Приведите примеры.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Самые распространенные природные экосистемы Украины - лес, степь и пресные водоемы (реки и озера).

- Задания в рабочей тетради

1. Экосистема леса

- Беседа

- Назовите главный признак леса. (Территория, на которой растут деревья.)

Лес можно сравнить с многоэтажным домом.

- Какие растения занимают верхний ярус (этаж)? (Дерев.)

- Средний ярус (этаж)? (Кустарники.)

- Нижний ярус? (Травянистые растения, мхи и лишайники.)

- Какая группа растений получает больше всего солнечного тепла и света? (Деревья верхнего или первого яруса.)

- Как меняется освещенность под кронами деревьев? (Становится ниже, под деревьями много тени.)

Именно поэтому травянистые растения в лесу - редкость, они растут только на полянах, где деревья словно расступаются и дают дорогу солнечному свету.

- Как называют группу растений, которые могут жить в условиях небольшой освещенности? (Теневыносливыми.)

- Назовите деревья лесов Украины. (Ель, сосна, дуб, береза, липа, клен и т.д.)

- Назовите самые распространенные кустарники Украины? (Черемуха, боярышник, бузина, шиповник, терн, лесной орех (лещина), калина и т.д.)

- Назовите ранневесенние растения, цветут до распускания листьев на деревьях, а потому получают достаточно солнечного света. (Первоцвет (белый ряст), подснежники, мать-и-мачеха и т.д.)

Животный мир лесов очень богат.

- Назовите травоядных лесных животных. (Косуля, заяц, белка, лось и т.д.)

- Назовите хищников, которые живут в лесах. (Волк, лиса, куница и др.)

- Назовите усеїдних животных, которые живут в лесах. (Дикий кабан, медведь, еж и т.д.)

В Украине много лесных заповедников.

- От какого слова образовано название таких территорий? (От слова «заповедь» - закон, запрет.)

Заповедники охраняются законом от всех видов хозяйственной деятельности человека. Больше всего лесных заповедников в Украинских Карпатах и Крымских горах.

- Задания в рабочей тетради

2. Экосистема степи

- К какой группе относятся самые распространенные растения степей? (К травянистой.)

- Чего не хватает деревьям в степях? (Влаги.)

Расцвет степей наступает весной, когда после зимнего таяния

снега в почве много влаги.

- Приведите примеры степных первоцветов. (Гусиная лук, мак, шалфей.)

К середине лета трава выгорает и наступает пора засухоустойчивых трав - ковыля, чертополоха, пижмы, полыни, николайчиков, перекати-полю.

- Какие группы животных будут в степи главными: крупные хищники или мелкие грызуны? (Грызуны: суслики, тушканчики, мыши, сурки, хомяки, зайцы, а также птицы и насекомые.)

От дневной жары много животных спасаются в норах и охотятся ночью, например ежи.

Степ люди освоили давно и изменили его для себя - распахали и застроили. Девственные степи сохранились только в заповедниках, таких как Аскания-Нова, Украинский степной, Луганский и др.

- Задания в рабочей тетради

3. Экосистема пресной водоема

- Чем река отличается от озера? (В реке вода постоянно течет в одном направлении, в озере или в пруду - вода стоячая (такая же различие, как и между водопроводным краном и тазиком воды).)

- В какой части водоема животный мир будет разнообразнее - в придонной или верхний - и почему? (В верхней, так что она получает больше солнечного тепла и света, а также ближе к атмосфере - источники кислорода.)

- Назовите растения пресных водоемов. (Ирис болотный, осока, ряска, кувшинка, желтая водяная лилия, аир, камыш, рогоз и, конечно же, водоросли.)

- Назовите животных пресной водоема. (Лягушки, раки, моллюски (беззубка, что напоминает по форме мидии), водомірка, жук-плавунец, личинки насекомых (комара и стрекозы), рыбы.)

- Как называют мелкие живые организмы, свободно плавающие в воде? (Планктоном.)

Чрезвычайно интересны пресные озера северо-западной части Украины, так называемые Шацкие озера, и самое глубокое озеро нашей страны среди них - Свитязь. Территория этих озер располагается в одноименном национальном парке.

- В реках меньше придонных животных, чем в озерах. Почему? (им труднее находиться на дне через поток воды.)

- Задания в рабочей тетради

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Вопрос к ученикам

- Назовите самые распространенные природные экосистемы Украины. (Лес, степь и пресные водоемы.)

- Почему растительный и животный миры экосистемы образуют взаимосвязи? (Они связаны питанием.)

- Задания в рабочей тетради

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАЧА

Дать ответы на вопросы после параграфов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Степи и прерии

Во внутриконтинентальных регионах Северной Америки и Евразии огромные площади занимают травянистые группировки, известны как степи (в Евразии) и прерии (в Северной Америке). Степи и прерии - это царство злаков. Здесь растут многолетние злаки - ковыль, овсяница (типчак) и тонконог (келерия, кипець). Кроме злаков, в степях немало так называемого степного разнотравье, а местами и кустарников - таволги, степной вишни, можжевельника и т.д.

Особенностью степных растений является наличие у многих из них очень длинных и сильно разветвленных корней, которые поглощают влагу из почвы. Через это степь иногда называют - «лес вверх ногами».

На сегодня степи и прерии в основном распаханы и заняты сельскохозяйственными культурами.

Животные прерий и степей приспосабливаются к довольно строгого режима температуры и увлажнения. Большинство из них вынуждены ограничивать свою активность преимущественно весенним и в меньшей степени осенним периодом. На время холодной зимы они впадают в анабиоз, а в период летних засух снижают активность, находясь в состоянии так называемого напівспокою. Мелкие позвоночные животные - ящерицы, змеи, некоторые грызуны - впадают на зиму в спячку, крупные млекопитающие перемещаются в южные районы с мягкой зимой, а большинство птиц совершают сезонные перелеты.

Открытые пространства, лишенные древесных и кустарниковых растений, требуют поиска тайников, поэтому определенную часть жизни животные проводят под землей. Кроме того, в почве степей вполне достаточно растительного корма - корневищ, клубней, луковиц. Много грызунов, например суслики, роют сложные и глубокие норы. В степи сохранились большие поселения сурка обыкновенного.

В степях Евразии несколько веков назад можно было увидеть стада диких быков - туров, антилопы сайги, диких лошадей тарпанов, степных зубров. Эти копытные не только потребляли растения вместе с другими более мелкими травоядными, но и активно распушивалась и удобряли почву. В североамериканских прериях, где копытные не такие разнообразные, основным видом был бизон. Многотысячные стада этих диких быков паслись в прериях вплоть до появления европейцев, вооруженных огнестрельным оружием. Сейчас численность бизонов восстановлена, насчитывает тысячи особей и занимает непаханые участки прерий на северо-западных окраинах первоначального расселения этого вида животных.

В степях Южной Америки - пампе - живут совершенно другие крупные потребители трав: характерный вид - безгорбий верблюд гуанако из отряда мозоленогих. Гуанако делают сезонные перемещения: летом к мест водопоев и зеленых пастбищ, зимой - в районы с мягкой бесснежной погодой.

Хищные животные степей и прерий имеют богатый выбор кормов: от мелких насекомых и их личинок до грызунов, птиц и копытных. Наземный ярус населяют хищные муравьи, жуки, одиночные рийні осы, охотящиеся на различных беспозвоночных.

Мелкие хищные птицы степей (пустельга, кобчик) потребляют главным образом насекомых - саранчовых, жуков. Крупные пернатые хищники добывают грызунов согласно своих размеров: от мышей-полевок и сусликов до сурков и зайцев. В степях Евразии живут луни, канюк-курганник, степной орел.

В американских прериях самым распространенным птицей является американский пустельга. Он питается в основном саранчовыми и другими насекомыми. И в прериях, и в южноамериканской пампе изредка можно увидеть почти винищеного на сегодня вилохвостого коршуна.

Хищные млекопитающие прерий - это койот, чорноногий хорек, длиннохвостая ласка, гривастый волк, а в степях Евразии - лисица, волк, горностай и хорек. Хищные млекопитающие питаются главным образом грызунами.