Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

 

УРОК 13

ТЕМА. ГРУНТ. СОСТАВ ПОЧВЫ. РАЗНООБРАЗИЕ ПОЧВ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 «ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА И СВОЙСТВ ПОЧВЫ»

 

Цель урока: учебная - определив понятие «почва» вместе с учениками, выяснить состав почвы и его основные свойства в ходе выполнения практической работы; развивающая - подчеркнуть, что почва занимает промежуточное место между царствами живой и неживой природы, сочетая в себе представителей тех и других царств; воспитательная - определить место почв в жизни человека как источника большинства продуктов питания и среды питания для многих растений.

Основные понятия: выветривания, почва, гумус (перегной), торф, почвы - черноземы, песчаные, глинистые, каштановые, подзолистые и солончаковые.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с рисунками в учебнике), практический (выполнение практической работы №5).

Оборудование: лабораторная электроплитка, грунт (3 порции), металлическая сковородка, письмо или коробочка с низкими бортиками для прокаливания почвы, стакан, вода, палочка для перемешивание или чайная ложка, стеклышко.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: природоведение (5 класс), география (6 класс), физическая география (8 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала. Практическая работа № 5

1. Опыт 1. Подтверждение наличия в почве воды.

2. Опыт 2. Подтверждение наличии в почве гумуса.

3. Опыт 3. Подтверждение наличии в почве горных пород - песка и глины.

4. Опыт 4. Подтверждение наличии в почве воздуха.

5. Краткая характеристика некоторых видов почв.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Вопрос к ученикам

1. Как травянистые растения леса приспособились к условиям существования в тени под кронами деревьев?

Дополнительный вопрос: Для чего создают заповедники?

2. В какой экосистеме живет планктон и какова роль этих живых существ?

Дополнительный вопрос: Почему в экосистеме степи очень мало деревьев?

3. Какая экосистема - естественная или искусственная - более выносливая? Обоснуйте свою точку зрения.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ОПЫТА

- Беседа

- Как называется процесс разрушения горных пород в результате колебания температур воздуха, замерзания воды и жизнедеятельности живых организмов (этот процесс мы изучали на уроках природоведения в 5-м классе)? (Выветривания.)

- Что образуется на поверхности горных пород в результате их выветривания, а также отмирание растений? (Грунт.)

- Дайте определение почвы. (Грунт - это верхний рыхлый плодородный слой Земли, на котором растут растения. Толщина грунта - от нескольких сантиметров (в горах, в тундре) до 2 метров (в степях).)

- Задания в рабочей тетради

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.

На этом этапе проводят демонстрационную практическую работу. Учитель показывает небольшие опыты, а учащиеся комментируют, который почвенный компонент обнаруживает этот опыт.

- Задания в рабочей тетради

1. Опыт 1. Подтверждение наличия в почве воды

На заранее разогретую (включить на перерыве) лабораторную электроплитку поставить металлическую емкость с грунтом и прожаривать его. От почвы начнет подниматься пар. Следует подержать Над паром стеклышко или просто положить его на противень с почвой, через несколько минут на нижний, направленной к грунту поверхности стекла образуются капельки.

- Вопрос к ученикам

- О наличие какого вещества в почве свидетельствует этот опыт? (Воды.)

2. Опыт 2. Подтверждение наличия в почве гумуса

Продолжая прокаливать эту самую порцию грунта, следует дождаться, когда пар не будет образовываться, а над почвой начнет подниматься дым и будет ощутимо запах, который напоминает горения дров. Этот запах и дым образуются от сгорания органической части почвы - перегной, или гумуса.

После этого следует сравнить цвет прокаленного и непрожареного почвы.

- Вопрос к ученикам

- Какая из порций темнее и почему? (Темнее - непрожаренный грунт темного цвета ему придают органические вещества: перегной, или гумус.)

3. Опыт 3. Подтверждение наличия в почве горных пород - песка и глины

В стакан, наполовину наполненный водой, поместить комочек непрожареного почвы и размешать его. Через некоторое время содержимое стакана разделится на три слоя: тяжелый песок осядет на дно стакана, посередине будут оставаться во взвешенном состоянии более легкие и мелкие частицы глины, которые через свою массу и размер долго будут оседать на дно, а сверху будет находиться прозрачный слой воды.

- Вопрос к ученикам

- Какой вывод можно сделать о состав почвы на основании проведенного опыта? (В нем содержатся горные породы, в первую очередь - глина и песок.)

4. Опыт 4. Подтверждение наличия в почве воздуха

В стакан, наполовину наполненный водой, поместить комочек почвы. В ту же минуту из почвы в воду начнут выделяться пузырьки воздуха, что легко всплывают на поверхность.

- Беседа

- Что вытеснило воздух из почвы? (Вода.)

Подводим итог первой части урока.

- Из чего состоит почва? (Грунт состоит из песка, глины, гумуса (перегноя), воды, воздуха.)

- Какие живые существа обитают в почве? (Жуки и их личинки, дождевые черви, бактерии, крупные животные, которые живут в норах.)

Количество этих составных частей почвы неодинакова (подобно тому, как сочетание белого и ржаной муки в разных количествах обеспечивает изготовление нескольких сортов хлеба). Итак, на Земле существует много различных видов почв.

- Как называются самые плодородные почвы на Земле? (Черноземы. В них содержание гумуса составляет 20%, то есть 1/5 часть таких почв - перегной!)

Компонент предоставляет черноземам темной окраски и высокого плодородия? (Гумус.)

- Задания в рабочей тетради

5. Краткая характеристика некоторых видов почв

Песчаные почвы

Компонент в них преобладает? (Песок. В такие почвы быстро и легко проникает вода, просочившись, она создает условия для проникновения в почву воздуха.)

- Какие культуры целесообразно выращивать на легких песчаных почвах? (Корнеплоды и картофель.)

Глинистые грунты

- Почему они имеют такое название? (В них содержится большое количество глины.)

После намокания глина склеивает составные части почвы, и он становится плотным, такую почву трудно обрабатывать - копать, пахать.

После дождя глинистые почвы долго высыхают, вода, которая содержится в них, препятствует проникать в почву воздуху.

Подзолистые почвы

Их название происходит от слова «зола» - продукт сгорания твердого топлива. Зола серого цвета, в подзолистых почвах есть слой серого цвета.

- О какой плодородие - высокую или низкую - говорится при наличии слоя такого цвета? (Плодородие низкая, гумуса в них немного - 1-3%.)

Каштановые почвы

Каштановые почвы получили такое название через свой коричневый цвет.

- Что можно сказать об их плодородие? (их темный цвет свидетельствует о наличии большого количества гумуса, следовательно, они плодородные.)

Использование каштановых почв затрудняет сухой климат, в котором они существуют.

Солончаковые почвы

- Почему они получили такое название? (В этих почвах повышенное содержание солей, поэтому земледелие на них невозможно, на них могут расти только некоторые виды растений - курай, полынь.)

- Какое полезное ископаемое, образуется на болотах, используют как добавку к грунту, чтобы повысить его плодородие? (Торф.)

Более подробно про виды почв мира и Украины мы поговорим на уроках географии в 7-м и 8-м классах.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Почва - это верхний рыхлый плодородный слой Земли. Его главное свойство - плодородие - обеспечивается содержанием гумуса, или перегноя. В зависимости от количества органических и неорганических веществ выделяют разные виды почв различной плодородия.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дать ответы на вопросы после параграфа.

- Задания в рабочей тетради

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Мать-земля кормилица

 

Около 10 тысяч лет назад человек осуществила «неолитическую революцию»: находясь под угрозой голода, она резко изменил способ своего существования. Истощив охотничьи угодья, наши предки - охотники и собиратели были вынуждены перейти к скотоводству и земледелию. И тогда они впервые поняли, что именно с почвой связаны их жизненные интересы. На протяжении веков стихийно складывались и переходили из поколения в поколение способы обработки земли. Впоследствии этот опыт стали записывать и передавать в наследство, постоянно дополняя его. Он стал отправной точкой для агрономии - отрасли науки, исследующая важнейшее свойство почвы - плодородие. Плодородие - это способность почвы обеспечивать растения минеральным питанием, влагой, воздухом и вследствие этого давать урожай.

Почва дает жизнь растениям, животным и в конечном итоге - людям. Он - главное богатство и объект поклонения всех земледельческих народов. Поэтому в представлениях древних людей

цивилизаций почву рядом с огнем, воздухом и водой (а иногда деревом и металлом) был одной из основ мироздания и олицетворял материнское начало.

Жители Шумера и Вавилона (III-II тысячелетия до н. э.) занимались оросительным земледелием и верили в то, что человек создан специально для того, чтобы обрабатывать землю. Они не могли представить ее без оросительных каналов. Образ помереженої каналами местности стал для них собирательным понятием земли в целом.

В системе мироздания древних японцев важнейшими элементами были пять главных географических точек (центр, север, юг, восток и запад), пять главных явлений природы (свет солнца, жара, холод, ветер и дождь) и пять основных растений (рис, просо, ячмень, лен и бобы). Обработанный грунт, что дает урожай, находился на перекрестке всех этих пространственных, стихийных и растительных начал. Вероятно, понимание многочисленных связей почвы помогло древним японцам создать земледелие с высшим для своего времени уровнем плодородия.

 

 

Труд земледельца всегда была почетной и святой. «Из земледельцев выходят самые мужественные люди, доход земледельца чистейший и наиболее правильный и менее всего возбуждает зависть»,- считал самый знаменитый политический деятель Древнего Рима Катон Старший.

«Итак, остается дать земле нашей - Матери - имя / По справедливости, ибо из земли все живое родилось. / Вот и теперь еще с земли виповза животина всякая, / Выводимая там с дождя и влажной пылкости солнца» (пер. А. Содомори),- так писал древнеримский поэт и философ i в. до н. е. Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей».

С давних времен люди наиболее тщательно изучали верхний слой почвы - пахотный, где размещаются корни растений. К второй половины XIX в. внимание ученых было приковано только к этому слою почвы. Люди в первую очередь озабочены получением хорошего урожая, поэтому им следовало разобраться в том, как почва питает растения, которые его свойства благотворно влияют на них, а какие, наоборот, усложняют их жизнь. Поэтому в первую очередь они изучали механический состав и органическое вещество почвы, от которых зависит снабжение растений всем необходимым.

Всемирно известный английский натуралист Чарлз Дарвин одну из своих последних книг посвятил роли дождевых червей в образовании почв. Она так и называется: «Образование почвенного слоя дождевыми червями». В ней он отмечает, что, смешивая растительные остатки в своем кишечнике с мелкими частицами почвы, дождевые черви создают грунтовую структуру - грудкуватість. Кроме того, ходами червей, которые часто достигают на глубину до 2 метров и более (особенно они глубокие в тропических почвах - там, где грунт глубже прогревается), в почву проникают вода и воздух, улучшая тем самым условия развития корней и почвенных микроорганизмов. Дарвин показал, что весь гумусовый слой садовых и огородных почв Англии прошел через кишечник дождевых червей, то есть содержание гумуса и его структура созданные ими -- они и распределили гумус в почве. Именно поэтому гумусовый слой почвы Дарвин назвал «животным» грунтом.