ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ
ЭКОСИСТЕМЫ
УРОК 13
ТЕМА. ГРУНТ.
СОСТАВ ПОЧВЫ. РАЗНООБРАЗИЕ ПОЧВ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 «ИССЛЕДОВАНИЕ
СОСТАВА И СВОЙСТВ ПОЧВЫ»
Цель урока: учебная - определив
понятие «почва» вместе с учениками, выяснить состав почвы и его основные
свойства в ходе выполнения практической работы; развивающая - подчеркнуть, что
почва занимает промежуточное место между царствами живой и неживой природы, сочетая в
себе представителей тех и других царств; воспитательная - определить место почв в
жизни человека как источника большинства продуктов питания и среды питания
для многих растений.
Основные понятия: выветривания,
почва, гумус (перегной), торф, почвы - черноземы, песчаные, глинистые, каштановые,
подзолистые и солончаковые.
Методы урока: словесный (беседа),
наглядный (работа с рисунками в учебнике), практический (выполнение практической
работы №5).
Оборудование: лабораторная
электроплитка, грунт (3 порции), металлическая сковородка, письмо или коробочка с
низкими бортиками для прокаливания почвы, стакан, вода, палочка для
перемешивание или чайная ложка, стеклышко.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи:
природоведение (5 класс), география (6 класс), физическая география (8
класс).
Структура урока
И. Проверка домашнего задания
II. Сообщение темы, цели и
задач урока
III. Актуализация опорных знаний
учащихся, их предшествующего опыта
IV. Изложение основного материала.
Практическая работа № 5
1. Опыт 1. Подтверждение
наличия в почве воды.
2. Опыт 2. Подтверждение
наличии в почве гумуса.
3. Опыт 3. Подтверждение
наличии в почве горных пород - песка и глины.
4. Опыт 4. Подтверждение
наличии в почве воздуха.
5. Краткая характеристика некоторых
видов почв.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Вопрос к ученикам
1. Как травянистые растения леса
приспособились к условиям существования в тени под кронами деревьев?
Дополнительный вопрос: Для чего
создают заповедники?
2. В какой экосистеме живет планктон
и какова роль этих живых существ?
Дополнительный вопрос: Почему в
экосистеме степи очень мало деревьев?
3. Какая экосистема - естественная или
искусственная - более выносливая? Обоснуйте свою точку зрения.
II. СООБЩЕНИЕ
ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ОПЫТА
- Беседа
- Как называется процесс разрушения
горных пород в результате колебания температур воздуха, замерзания воды и
жизнедеятельности живых организмов (этот процесс мы изучали на уроках
природоведения в 5-м классе)? (Выветривания.)
- Что образуется на поверхности
горных пород в результате их выветривания, а также отмирание растений?
(Грунт.)
- Дайте определение почвы. (Грунт
- это верхний рыхлый плодородный слой Земли, на котором растут растения. Толщина грунта
- от нескольких сантиметров (в горах, в тундре) до 2 метров (в степях).)
- Задания в рабочей тетради
IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА № 5.
На этом этапе проводят
демонстрационную практическую работу. Учитель показывает небольшие опыты, а учащиеся
комментируют, который почвенный компонент обнаруживает этот опыт.
- Задания в рабочей тетради
1. Опыт 1. Подтверждение наличия
в почве воды
На заранее разогретую (включить
на перерыве) лабораторную электроплитку поставить металлическую емкость с грунтом и
прожаривать его. От почвы начнет подниматься пар. Следует подержать Над паром
стеклышко или просто положить его на противень с почвой, через несколько минут на
нижний, направленной к грунту поверхности стекла образуются капельки.
- Вопрос к ученикам
- О наличие какого вещества в
почве свидетельствует этот опыт? (Воды.)
2. Опыт 2.
Подтверждение наличия в почве гумуса
Продолжая прокаливать эту самую
порцию грунта, следует дождаться, когда пар не будет образовываться, а над почвой
начнет подниматься дым и будет ощутимо запах, который напоминает горения дров. Этот
запах и дым образуются от сгорания органической части почвы - перегной, или
гумуса.
После этого следует сравнить цвет
прокаленного и непрожареного почвы.
- Вопрос к ученикам
- Какая из порций темнее и почему?
(Темнее - непрожаренный грунт темного цвета ему придают органические
вещества: перегной, или гумус.)
3. Опыт 3.
Подтверждение наличия в почве горных пород - песка и глины
В стакан, наполовину наполненный
водой, поместить комочек непрожареного почвы и размешать его. Через некоторое время
содержимое стакана разделится на три слоя: тяжелый песок осядет на дно стакана,
посередине будут оставаться во взвешенном состоянии более легкие и мелкие частицы глины,
которые через свою массу и размер долго будут оседать на дно, а сверху будет находиться
прозрачный слой воды.
- Вопрос к ученикам
- Какой вывод можно сделать о
состав почвы на основании проведенного опыта? (В нем содержатся горные
породы, в первую очередь - глина и песок.)
4. Опыт 4.
Подтверждение наличия в почве воздуха
В стакан, наполовину наполненный
водой, поместить комочек почвы. В ту же минуту из почвы в воду начнут
выделяться пузырьки воздуха, что легко всплывают на поверхность.
- Беседа
- Что вытеснило воздух из почвы?
(Вода.)
Подводим итог первой части
урока.
- Из чего состоит почва?
(Грунт состоит из песка, глины, гумуса (перегноя), воды, воздуха.)
- Какие живые существа обитают в почве?
(Жуки и их личинки, дождевые черви, бактерии, крупные животные, которые живут в
норах.)
Количество этих составных частей
почвы неодинакова (подобно тому, как сочетание белого и ржаной муки в
разных количествах обеспечивает изготовление нескольких сортов хлеба). Итак, на Земле
существует много различных видов почв.
- Как называются самые плодородные
почвы на Земле? (Черноземы. В них содержание гумуса составляет 20%, то есть 1/5
часть таких почв - перегной!)
Компонент предоставляет черноземам
темной окраски и высокого плодородия? (Гумус.)
- Задания в рабочей тетради
5. Краткая характеристика некоторых
видов почв
Песчаные почвы
Компонент в них преобладает?
(Песок. В такие почвы быстро и легко проникает вода, просочившись, она создает
условия для проникновения в почву воздуха.)
- Какие культуры целесообразно выращивать
на легких песчаных почвах? (Корнеплоды и картофель.)
Глинистые грунты
- Почему они имеют такое название? (В
них содержится большое количество глины.)
После намокания глина склеивает
составные части почвы, и он становится плотным, такую почву трудно обрабатывать -
копать, пахать.
После дождя глинистые почвы долго
высыхают, вода, которая содержится в них, препятствует проникать в почву воздуху.
Подзолистые почвы
Их название происходит от слова «зола»
- продукт сгорания твердого топлива. Зола серого цвета, в подзолистых почвах
есть слой серого цвета.
- О какой плодородие - высокую или
низкую - говорится при наличии слоя такого цвета? (Плодородие низкая, гумуса в
них немного - 1-3%.)
Каштановые почвы
Каштановые почвы получили такое название
через свой коричневый цвет.
- Что можно сказать об их
плодородие? (их темный цвет свидетельствует о наличии большого количества гумуса,
следовательно, они плодородные.)
Использование каштановых почв
затрудняет сухой климат, в котором они существуют.
Солончаковые почвы
- Почему они получили такое название? (В
этих почвах повышенное содержание солей, поэтому земледелие на них невозможно, на них
могут расти только некоторые виды растений - курай, полынь.)
- Какое полезное ископаемое,
образуется на болотах, используют как добавку к грунту, чтобы повысить его
плодородие? (Торф.)
Более подробно про виды почв
мира и Украины мы поговорим на уроках географии в 7-м и 8-м классах.
V. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА
Почва - это верхний рыхлый плодородный
слой Земли. Его главное свойство - плодородие - обеспечивается содержанием
гумуса, или перегноя. В зависимости от количества органических и неорганических веществ
выделяют разные виды почв различной плодородия.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дать ответы на вопросы после
параграфа.
- Задания в рабочей тетради
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Мать-земля кормилица
Около 10 тысяч лет назад человек
осуществила «неолитическую революцию»: находясь под угрозой голода, она резко
изменил способ своего существования. Истощив охотничьи угодья, наши предки -
охотники и собиратели были вынуждены перейти к скотоводству и земледелию. И тогда
они впервые поняли, что именно с почвой связаны их жизненные интересы.
На протяжении веков стихийно складывались и переходили из поколения в поколение
способы обработки земли. Впоследствии этот опыт стали записывать и передавать в
наследство, постоянно дополняя его. Он стал отправной точкой для агрономии -
отрасли науки, исследующая важнейшее свойство почвы - плодородие.
Плодородие - это способность почвы обеспечивать растения минеральным питанием,
влагой, воздухом и вследствие этого давать урожай.
Почва дает жизнь растениям, животным и
в конечном итоге - людям. Он - главное богатство и объект поклонения
всех земледельческих народов. Поэтому в представлениях древних людей
цивилизаций почву рядом с огнем,
воздухом и водой (а иногда деревом и металлом) был одной из основ мироздания и
олицетворял материнское начало.
Жители Шумера и Вавилона (III-II тысячелетия до н. э.) занимались оросительным
земледелием и верили в то, что человек создан специально для того, чтобы
обрабатывать землю. Они не могли представить ее без оросительных каналов. Образ
помереженої каналами местности стал для них собирательным понятием земли в целом.
В системе мироздания древних
японцев важнейшими элементами были пять главных географических точек
(центр, север, юг, восток и запад), пять главных явлений природы (свет
солнца, жара, холод, ветер и дождь) и пять основных растений (рис, просо, ячмень,
лен и бобы). Обработанный грунт, что дает урожай, находился на перекрестке всех этих
пространственных, стихийных и растительных начал. Вероятно, понимание многочисленных
связей почвы помогло древним японцам создать земледелие с высшим
для своего времени уровнем плодородия.
Труд земледельца всегда была почетной
и святой. «Из земледельцев выходят самые мужественные люди, доход земледельца
чистейший и наиболее правильный и менее всего возбуждает зависть»,- считал
самый знаменитый политический деятель Древнего Рима Катон Старший.
«Итак, остается дать земле нашей -
Матери - имя / По справедливости, ибо из земли все живое родилось. / Вот и теперь
еще с земли виповза животина всякая, / Выводимая там с дождя и влажной пылкости
солнца» (пер. А. Содомори),- так писал древнеримский поэт и философ i в. до н.
е. Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей».
С давних времен люди наиболее
тщательно изучали верхний слой почвы - пахотный, где размещаются корни растений. К
второй половины XIX в. внимание ученых было приковано только к этому слою почвы.
Люди в первую очередь озабочены получением хорошего урожая, поэтому им следовало
разобраться в том, как почва питает растения, которые его свойства благотворно
влияют на них, а какие, наоборот, усложняют их жизнь. Поэтому в первую очередь
они изучали механический состав и органическое вещество почвы, от которых зависит
снабжение растений всем необходимым.
Всемирно известный английский натуралист
Чарлз Дарвин одну из своих последних книг посвятил роли дождевых червей в
образовании почв. Она так и называется: «Образование почвенного слоя дождевыми
червями». В ней он отмечает, что, смешивая растительные остатки в своем
кишечнике с мелкими частицами почвы, дождевые черви создают грунтовую
структуру - грудкуватість. Кроме того, ходами червей, которые часто достигают на
глубину до 2 метров и более (особенно они глубокие в тропических почвах - там,
где грунт глубже прогревается), в почву проникают вода и воздух, улучшая
тем самым условия развития корней и почвенных микроорганизмов. Дарвин
показал, что весь гумусовый слой садовых и огородных почв Англии прошел через
кишечник дождевых червей, то есть содержание гумуса и его структура созданные ими
-- они и распределили гумус в почве. Именно поэтому гумусовый слой почвы Дарвин
назвал «животным» грунтом.