Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ДУХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Врок 15. Чувства, интеллект, воля. идеалы в жизни человека

 

Цель: обеспечить понимание учащимися собственного понимания основных понятий урока; развивать умение формулировать и высказывать собственное мнение, применять межпредметные связи, способствовать духовному развитию учащихся.

Тип урока: усвоение нового учебного материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами дискуссии и беседы.

Эпиграфы:

• Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни. (Л. М. Толстой)

• Жизнь - это воля, воля это - жизнь...

• Чувства - это истинная роскошь...

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Способность человека духовно совершенствоваться приводит к изменению представлений человека, в частности планов будущей деятельности, функция которых - цілеспрямовувати жизни человека. Целенаправленная деятельность человека представляет собой такую специфическую силу природы, которая способна изменять саму себя, становиться качественно новым обстоятельством действительности, что влечет за собой новые изменения в мире.

 

III. Изучение нового материала

Учитель. Поскольку способность становиться новым обстоятельством действительности должна иметь материализованное существования, самоизменение человека происходит прежде всего в форме чувственной деятельности. Чувственной деятельностью называют раздражение (изменения), которые происходят в органах чувств. К основным чувственных свойств человека относятся зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Именно на основе чувственной деятельности возникают чувства человека.

Чувства - это специфические человеческие, обобщенные переживания отношения к человеческим потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции - радость, любовь, гордость или грусть, гнев, стыд и т.д.

Как чувство проявляется отношение личности к труду, событиям, другим людям, к самой себе. По качеству переживаний отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.д.

 

Виды чувств

Моральные чувства

моральные чувства - это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самой себя. их источником является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, борьба за достижение общественных целей. моральные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения и стали важным средством оценки поступков и поведения, регулирования взаимоотношений личности

Эстетические чувства

Естєтичні чувства - это способность видеть красоту в явлениях природы, в труде, в гармонии красок, звуков, движений и форм. гармоничная слаженность в объектах целого и частей, ритм, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которая глубоко переживается и вшляхетнює душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, но и чувствами человек утверждает себя в предметном мире

Практические чувства

Практические чувства - это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на различные виды деятельности - трудовую, учебную, спортивную. Это проявляется в увлеченности, удовлетворения деятельностью, творческом подходе, радости от успехов или неудовлетворении, равнодушном отношении к ней. Практические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и формах деятельности, ее процесс и результат, общественную ценность - главная предпосылка возникновения и развития практических чувств.

Практические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся устойчивыми тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития

Интеллектуальные чувства

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональное отголосок отношение личности к познавательной деятельности в широком смысле. Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, недоумении, уверенности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, учебных и научных предпочтениях

Познавательные чувства

Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни своего развития. Такими его уровнями являются любопытство, любознательность, целеустремленный, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечения познавательной деятельностью. Познавательные чувства своим механизмом имеют врожденный ориентировочный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни

 

Воля

• сила сознательной обдуманной действия;

• способность (дар) мыслящего ума делать выбор своих целей действия и руководить усилиями для достижения своих стремлений;

• в популярном потребления - выбор, намерение или управляемое попытки.

Воля (волеизъявление) - это свойство человеческой души цілеспрямову - вать деятельность тела независимо от непосредственных физиологических потребностей собственного организма.

Способность иметь волю принципиально меняет данные природой возможности организма, позволяет человеку проявлять именно человеческие качества, что, как указано выше, могут отрицать естественные потребности, желания тела.

Человек с развитой волей, способна к самоконтролю и сознательного направления своих поступков «владеет собой». Импульсивная, слабкодуха, слабовольна человек, наоборот, часто предстает как своевольная, эгоцентрична лицо, превращается в раба своих телесных желаний, конформиста, который легко впадает в зависимость от людей, что умеют связывать свои эгоистичные цели с образами непосредственного удовлетворения телесных потребностей. Мобилизацию, проявление, напряжение воли рассматривается как определяющее свойство человека цілеспрямовувати свою деятельность. Воля при этом становится сверхъестественным фактором внутреннего побуждения человека к активному действию в соответствии с идеалом, что может не иметь аналога в существующем мире. Китайская философия боевых искусств учит, что для выработки сильной воли обычно нужное время. Происходит борьба между эмоциональным умом и разумом мудрости. Если ум мудрости руководит всей сущностью человека, то она может отвергать любое волнение, происходит от эмоционального ума, и для такой свободы будет меньше препятствий. Сила воли зависит от искренности стремления к цели. Это стремление должно иметь глубинный характер и не быть лишь случайным, нечетким желанию. Это дает возможность человеку изменять этот мир соответственно к желаемому идеалу.

Задание ученикам

1. Подберите синонимы к понятию «воля». (Решение, желание, настроение, наклон, решительность, стремление, жажда.)

2. Какие способы воспитания воли вы бы предложили другу?

Интеллект (разум) - совокупность накопленных человеком знаний, опыта и ее умственных способностей. С помощью разума человек:

• учится, то есть приобретает новые знания и совершенствует свои умственные способности;

• понимает речь и абстрактные идеи;

• обдумывает желаемый для него результат (проблемы и т.п.) и составляет план его достижения, а затем непосредственно осуществляет запланированное, делая выводы (как по своей деятельности, так и деятельности других) и совершенствуя свой практический опыт.

Интеллектом называют уровень способности человека к мышлению. При этом мышление понимается как процесс целенаправленного изменения представлений, который происходит в соответствии с правилами и законами логики.

Следовательно, понятие «интеллект» употребляют для обозначения активного процесса мышления, который способен перестраивать, менять человека на качественно новую силу действительности. Так, человек, обладая знаниями законов химических превращений, может изготовить материалы, которые не существуют в природе.

Задание ученикам

1. Возможно ли развивать интеллект?

2. Что такое мышление?

3. Связан интеллект с мышлением?

4. Приведите примеры использования понятия «интеллект» в отрицательном, положительном и нейтральном значении.

 

 

Идеал - это образец (норма, проявление идеального), согласно которым человек (население) определяет свое поведение и способы жизни при конкретных обстоятельствах.

Когда мы именно так определяем идеал, то становится очевидным, что идеалы существенно влияют на человеческую жизнь, становясь его ориентирами. При отсутствии таких ориентиров у человека возникает ощущение, что целенаправленная деятельность неполностью, а потому зависит не от ее воли.

Идеал в своем абсолютном формулировке является представлением о цели человеческого рода в целом. Исторически такое понятие идеала меняется. Идеал может быть общественно-политический - представление о совершенный общественный строй; этический - о совершенные моральные качества человека и совершенные взаимоотношения между людьми; эстетический - о эстетическое совершенство. Также существуют другие идеалы, например индивидуальный, личный, коллективный и т.д.

Наиболее распространенным является понятие социального идеала.

Социальный идеал - это представление о совершенном общественную жизнь. Социальный идеал возникает в результате недовольства определенных слоев населения существующим общественным жизнью. Наиболее распространенной его формой является образ утопического общества, что живет в абсолютной гармонии с природой, поскольку берет от нее только минимум необходимого. Это общество существует реально в определенном месте или существовало когда-то. В первых социальных утопиях

(Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы) действие происходило на погибшем материке или неизвестном острове. Значительное распространение получили утопические понятия «золотой век», «рай», «коммунистическое будущее».

Переориентация социального идеала только на будущее произошла в эпоху Нового времени в связи с развитием наук об обществе (в истории, социологии, философии, психологии), распространением еволюціоністського мировоззрения (под влиянием дарвинизма). Идеальный признают такое состояние общества, в котором нет негативных признаков реальных обществ, противоречий между людьми, которые возникают через разделение людей на угнетателей и угнетенных, сытых и голодных, власть имущих и бесправных, богатых и бедных и др.

Социальные идеалы выполняют положительную функцию, которая заключается в том, что, формируя понятие идеального общества, люди осознают реальные недостатки существующего человечества, сосредотачивают свое внимание на преодолении их, объединяют творческие усилия с целью развития общества. Следует осознавать, что социальный идеал никогда не реализуют в полном объеме. Однако хотя человек является носителем и добра, и зла, положительного и отрицательного, морального и аморального, духовного и бездуховного, в идеале присутствуют только положительные признаки. Именно поэтому реализация идеала по сути невозможна, потому что он всегда является абстрактной утопией.

Определяющее влияние на общество, человека имеют этические идеалы.

Этика - наука о системе норм и принципов, которым обосновывается идеальная иерархия социальных ценностей (гражданская ответственность, патриотизм, соучастие и т.п.).

Этика - это действующий механизм обеспечения общественного согласия, согласования общественных и личных интересов, преодоление крайнего индивидуализма. Существуют религиозные и светские системы этических нормативов. Религиозные этические учения противопоставляют светскую мораль представлениям о существовании идеального «божественного закона». Такие учения рассматривают светскую мораль или как несовершенное воплощение людьми божественного, или вообще как антипод высшим нравственным заповедям Бога. Светский идеал этики обосновывается потребностью людей к взаимодействия, достижения согласия, а не противостояния. Взаимопонимания, восприятия взглядов других, терпимость к инакомыслию - идеалы, которые стали основными принципами социального бытия, которые противостоят хаосу животных потребностей отдельного индивида. Признавая ценность идеала общественной жизни, совместной деятельности, этика провозглашает право на автономность каждого человека, на защиту его достоинства, на ее собственную жизненную позицию. Отрицается формальная единодушие, принудительный коллективизм наряду с ориентацией на объединение усилий различных индивидов для достижения общей цели.

В процессе воплощения идеала в жизнь оказывается его относительность. Она заключается в том, что по мере достижения идеала совершенствуются и конкретизируются представления людей о совершенстве. Следовательно, изменяется содержание представления о определенный идеал, а цель его воплощения становится новой проекцией будущего (переносится на будущее).

Задание ученикам

1. Какую роль играет идеал в жизни человека?

2. Что для вас идеал?

 

ИV. Итог урока

Объясните, почему именно эти слова взяты эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

 

V. Домашнее задание

Составьте правила воспитания воли.