Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ДУХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Урок 14. Соотношение духовного и телесного. Понятие «дух», «душа», «духовность»

 

Цель: сформировать у учащихся представление о соотношении духовного и телесного; ознакомить учащихся с основными понятиями темы; способствовать развитию духовного мира учащихся; учить учащихся логично излагать свои мысли и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: школьная лекция.

Эпиграф:

• Душа - это символ материального в геометрической прогрессии «звука» жизни. Ничто не равняется по скорости с духовной деятельностью. (Цицерон)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Я хочу вам рассказать вам одну восточную притчу, которая называется «Рай и ад в твоей душе».

Однажды к мастеру пришел известный всем великий воин.

Мастер спросил у него:

- Что привело тебя ко мне?

- Я пришел к тебе, чтобы познать мудрость, и узнать, что есть ад и что есть рай?

- Кто ты такой?

- Неужели ты не слышал про меня? - спросил воин. - Я один из самых известных воинов.

- Ты, с лицом убогого?

Возмущение воина был настолько сильным, что одним махом он вытащил меч из ножен и замахнулся на него.

- Как ты посмел! Сейчас ты умрешь за свои слова!

Мудрец спокойно посмотрел ему в глаза и сказал:

- Вот сейчас ты создаешь ад!

Воин положил меч в ножны и поблагодарил его.

- Спасибо! Я все понял!

- А вот сейчас ты создаешь рай!

Вопрос к ученикам

1. Понял воин?

2. Нашел ли он ответы на свои вопросы?

3. Есть ли душа у этого воина?

4. Почему мастеру удалось ответить на вопрос воина?

5. Как эта притча связана с душой воина?

6. Почему так называется притча?

 

III. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие «дух», «душа», «духовность» и наша с вами цель - определить суть этих понятий и выяснить, какая между ними существует связь.

Бытует убеждение, что единство духа, души, духовности проявляет уникальные возможности человека в мире, который существует независимо от нее и частью которого является сам человек. Понятие «дух» указывает нам на существование объективного начала, которое может влиять на жизнедеятельность отдельного человека. Понятие «душа» указывает на неповторимость каждого человека, его феноменальність на уровне социального и природного начал. Понятие «духовность» демонстрирует, что в объективном течении событий человек и человечество имеют уникальную возможность руководствоваться как объективно существующими факторами, так и своими собственными чувствами и мыслями, сочетать чувственное и рациональное в организации своей собственной жизни. Поэтому, когда речь идет о необходимости взлета духовности, надо иметь в виду неумолимое влечение человека к прогрессу и счастью. Этот поезд будет побудительным в жизнедеятельности до тех пор, пока будет существовать единство духа (объективно существующее источник человеческой жизни), души (субъективный проявление духа, индивидуализированный дух) и духовности (реально существующая, душой пережитая сила духа, что непосредственно направляет деятельность человека).

Все изложенное выше помогает определить понятие «дух», «душа», «духовность».

Дух - это объективно существующее, надіндивідуальне начало, способное направлять деятельность человека и общества.

Душа - это индивидуализированный дух, субъективно существующее начало.

Духовность - это чувство и осознание реальности, которая непосредственно или косвенно направляет жизнедеятельность человека.

Духовность - это все то в мире, что является реальным руководителем жизни человека и общества.

При этом следует иметь в виду, что духовность - это единство объективного и субъективного относительно определенности человеческой жизни.

Интересным по поводу определения содержания этих понятий является анализ представлений о них с точки зрения мифологии, религии, науки.

 

Взгляд с точки зрения

Представление

Мифология

Мифы древних обществ рассказывают о существовании «духов», фантастических существ, которые органично связаны с человеком, его телом, внешним видом и окружающей средой.

«Духи» находятся в процессе постоянного взаимодействия с человеком, определяя особенности ее жизни. «Духи», согласно мифологии, существуют независимо (в современном контексте - объективно) от разделения их на вредных и полезных для человека. Эту независимость нарушает сам человек, побуждая их существовать в образах добрых и злых «духов»

Понятие «дух» («духи») в мифологии возникает как необходимость определения вопроса о том, кто направляет деятельность человека, как это управление влияет на характер, образ жизни человека.

Зримый образ духа в христианской традиции - голубь (голубка), который существует как образ определенного мирового птицы, своим теплом согревая «мировое яйцо». Распространены у народов ислама представления о гигантского чудесного птицы Рух (арабское ruch - дух) предстают как фольклорно-сказочное опредмечене видение духа

Религия

В религии дух рассматривается как объективно существующее явление, основной способностью которого является возможность творить человека, его жизнь, характер и способ деятельности. Дух в религии отождествляется с особым проявлением сущности Бога (объективное начало), однако религия интересна и знаменательна прежде всего тем, что «заземляет», суб'єктивує явление духа, показывает возможность существования его как индивидуального явления. Другими словами, объективный характер существования духа религия связывает с человеком, субъектом общественно-исторического процесса.

Эта связь приводит к возникновению понятия «душа» как «искорки» Божественного Духа, которая и «зажигает» жизнью каждого человека. По образному выражению Аристотеля, религия понимает под душой то, что делает тело живым». То есть религия подчеркивает, что душа - это очерченный индивидуальным человеческим существованием дух. Это то во внутреннем мире человека, созданное Божественным Духом. Душа - это животворный источник, что является сущностью внутреннего мира человека.

Религия рассматривает человека не как простое Божье существо, а как существо, которая сумела получить от Бога и развить в себе огромный божественный дар - творить, жить в процессе деятельности. Душа как внутренний источник человеческого существования с необходимостью, как и все человеческое, требует свободы, суверенности, независимости. И тогда она реализуется в стремлении выйти за пределы внутреннего мира человека, «выплескиваясь» в виде силы, которая реально направляет жизнь человека и общества. Эта сила определяется понятием «духовности». Духовность в религии рассматривается как существование таких явлений, которые потенциальность духа превращают в реальность духотворчества. Примерами религиозного олицетворение явления духовности является вера в Бога, любовь к Богу, надежда на Бога. Это также божественная освяченість человека и всего человеческого честью, совестью, достоинством, ответственностью, свободой и т.д. Все, чем конкретно в своей жизни руководствуется человек и что освящено Богом, в религии называется духовностью

Наука

Собственно толкование духа, души, духовности предоставляет наука.

Относительно человеческой жизни и человеческой деятельности в системе отношений «человек - мир») пытается не только объяснить, для чего человек действует, а и найти видение оптимального характера человеческой деятельности, познать то, что называется истиной. Истина в науке рассматривается как дух, который способен в корне изменить жизнь человека, способен направить ее деятельность на пути достижения определенной цели, реализации процесса приближения к заветной цели.

Богом-Духом для науки выступает истина. И эта истина-дух свою способность силы, которая направляет деятельность человека, реализующего через психическое состояние и мышления конкретного человеческого индивида, то есть через внутреннее состояние каждого человека.

Поэтому конкретизацию истины в человеческой индивидуальности наука называет душой. При этом душу наука рассматривает как органическое единство психического состояния человека (изучением этого состояния занимается психология) со способом и характером рационального познания действительности в той или иной степени. Такая душа с необходимостью связывается с порождением духовности как исторически и логически определенного явления, которое непосредственно влияет на человека, его жизни в частности и жизни общества в целом. В этом аспекте идеи, идеалы, а также освящены истиной (а не Богом, как в религии) понятие веры, надежды, любви, чести, совести, достоинства, порядочности, правды, добра, зла, счастья и др. предстают как конкретное проявление духовности

 

- Какие из приведенных представлений вы считаете ограниченными?

Творческая, полна духовности человек способна превратить камень в произведение искусства, дерево - на историческую достопримечательность, железную руду - на железнодорожную колею, то есть сделать так, чтобы природа существовала согласно с идеями, которые люди признают как силу духа и как такие, которых жаждет душа.

Поскольку духовность определяют как способность человеческой души руководствоваться не только телесным, но и духовным, духовность следует понимать как такое свойство души, которое позволяет человеку ставить материальное в зависимость от идеального.

Приведите примеры такой деятельности.

 

Соотношение телесного и духовного в человеке

Выдающийся мыслитель Б. Спиноза обосновал тезис по проблеме соответствия мысли действительности, что такое совпадение возможно лишь тогда, когда существует единство души и тела.

Факты свидетельствуют, что душа способна вызвать такие изменения, которые в материальной действительности сами по себе без сознательно действующих людей не происходят (машины, произведения искусства, государство, политические системы и др.). Она способна влиять на формирование, созидание новой действительности, проявлять себя реальной силой перемен в мире. Конкретным проявлением этой реальной силы является взаимодействие духовного и телесного.

Первые противопоставление духовного и телесного видим в мировых религиях. Именно религия дает возможность осознать принципы их единства и различия, взаимосвязи. Телесное и духовное - две противоположности, которые своим существованием вносят в мир то, что оказалось как человеческое. Эта противоположность проявляется в способности человека, противопоставляя духовное телесному, вносить в свое отношение к миру определенное ограничение своей телесности, менять ее собственной воле. Поэтому человеческое в человеке демонстрируется прежде всего волей, а примером такого духовного освобождения могут служить и религиозный аскетизм, и телесные страдания как путь к идеалу.

 

 

Вывод: деятельность души заключается в самозміні человеком себя, а деятельность тела - в изменении окружающей среды.

 

ИV. Итог урока

 

V. Домашнее задание

1. Дайте ответы на вопросы:

• Может ли количество прочитанных книг, просмотренных спектаклей и прочитанных стихов быть критерием духовности?

• Что такое духовный рост и каковы его критерии?

2. Проанализируйте десять признаков души, приведенных восточным мудрецом, и дайте ответ на вопрос: Почему именно эти признаки души он вспоминает?

Десять признаков есть у души благородной,

Шесть ее унижают. Быть нужно свободной

Эй вот подлости, лжи и от зависти низкой,

Небрежения к близким, к несчастью и боли народной.

Коль богат, то к друзьям проявляй свою щедрость,

Будь опорой ым и звездой путеводной.

А впадешь в нищету - будь и сильнаяым и гордым,

Пусть лицо пожелтеет в тоске безисходной.

Краток век, каждый вздох наш, быть может, последний,

Не терзайся о мире заботой бесплодной,

Смерть играет без устали в нарды: мы - шашки,

Мир - доска, день и ночь, как две кости, в руках небосвода.

Абу Али ибн Сина