Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ДУХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Урок 16. Честь, совесть, достоинство человека. Интеллигентность и порядочность

 

Цель: показать разницу между философским и морально-этическим значением понятий темы; развивать умение сопоставлять свои выводы с другими взглядами с аналогичных проблем; воспитывать культуру поведения учащихся.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Форма урока: лекция с опорой на структурно-логические схемы.

Эпиграфы:

• Правила достойного поведения известны с давних времен, дело в мелочи - уметь ими пользоваться. (Б. Паскаль)

• Теперь, когда мы научились летать в воздухе, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа с эпиграфами урока

О чем говорится в словах эпиграфа?

Учитель объявляет тему, содержание, обращает внимание на основные проблемы.

 

III. Изучение нового материала

Понятия чести, совести и достоинства

Рассказ учителя

Во время рассказа ученики составляют схемы понятий «честь», «совесть», «достоинство».

- Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о ней думают, как оцениваются его поступки и всю его жизнь. В то же время она не может не задумываться над своим местом среди других людей, не прибегать к самооценке. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях «честь» и «достоинство». «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и потерять честь для меня равно утрате жизни». Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они являются общественной и индивидуальной оценкой нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают лицу того морального статуса, который отражается понятиями «достоинство» и «честь». Близкие по значению, они одновременно имеют важные смысловые различия. Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, что проявляется в сопротивлении любым попыткам оказать давление на чью-то индивидуальность и независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желание этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Общественное одобрение человек получает со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ей локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь идет о воинской, женской, профессиональной и т. п. честь, то есть какие-то специализированные этические качества, присущие представителям данной среды. Понятие «достоинство» более универсальное. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Итак, честь - это оценка человека с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с позиции человечества общего назначения лица.

Не удивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и властвовать в той социальной группе, от которой добиваешься чествования. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиальной морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он - человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не совершает покушение на нее.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством сознательно благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача человека - «не потерять», «не посрамить» полученную в наследство ценность. Достоинство человека в такой этической системе достигается собственными усилиями благодаря соблюдению норм, продиктованных честью.

Честь и достоинство - категории комплементарные, т.е. они взаємовизначаються и взаимодополняются друг другом. Естественное право человека на признание его достоинства не приобретается автоматически. Человек должен «продемонстрировать» миру свои добродетели: порядочность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе, скромность, стремление быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства обычно называют благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности. Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и собственное достоинство.

Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, который обладает указанными качествами. Заслужить ее можно, только каждый раз доказывая своими действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Еще более благородным является умение с глубоким внутренним достоинством принять позор. Таких людей обычно называют великомучениками, это, например, христианские святые.

 

 

Интеллигентность и порядочность

Рассказ учителя с опорой на схему

Порядочность - качество человека, что отражает ее неспособность к безнравственным поступкам.

Порядочность можно представить в виде схемы.

 

 

Интеллигентность - уровень мышления и умственных способностей, достаточных для достижения человеком свойств бытия, которые отражаются в ее поведении.

Интеллигентность и порядочность являются самыми высокими составляющими духовности человека.

 

IV. Закрепление изученного материала

Беседа за вопросами

1. Как соотносятся понятия «достоинство» и «честь»?

2. Что такое совесть?

3. Как менялись понятия «честь» и «достоинство» в разные исторические времена?

4. Что такое интеллигентность и порядочность?

 

V. Итог урока

Учитель. Морально-этические измерения духовности предусматривают такие добродетели, как совесть, достоинство, порядочность, интеллигентность.

Так, если честь - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чему она должна стремиться; достоинство же принадлежит ей по праву рождения, потому что она - человек (человеческое достоинство).

 

VI. Домашнее задание

Составить кодекс интеллигентного и порядочного человека.