Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 3 МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Моральные нормы и принципы, их значение для достижения высокого уровня культуры общения

 

Моральные ценности во всех сферах жизни человека регламентируются моральными нормами и принципами. Моральные нормы и принципы - это определенные требования и запреты, регулирующих деятельность, поведение людей, их взаимодействие и общение. Эти нормы и принципы, установленные людьми в обществе на определенном этапе его развития, является определенным образцом поведения и обязательные для выполнения.

Принципы морали имеют общее социальное значение и распространяются на всех людей, олицетворяя то общее, основное и первичное, что делает возможным эти требования и составляет ценностный базис общества, взаимоотношений людей. Моральные принципы поддерживают и санкционируют в обобщенной форме общественные устои жизни, социальный уклад, общение. Они претендуют на абсолютность, не допускают исключений. Будучи обобщенными, моральные принципы отражают социально-исторические условия бытия человека, его сущностные потребности.

Наряду с другими сферами жизнедеятельности человека моральные принципы и нормы регулируют процесс общения людей, потому что именно во время общения люди согласовывают собственные и общественные интересы. Более того, общение людей должно происходить по этими моральными принципами и нормами. Однако для индивидуальной жизни и поведения человека они являются лишь предпосылкой формирования гуманистических установок общения [14, с. 95]. Гуманизация общения - это прежде всего развитие и рост потребности человека в таком общении. Оно предполагает способность человека чувствовать и сопереживать, переживать и сопереживать, умение различать добро и зло, справедливость и несправедливость, проявление таких ее качеств, как милосердие, порядочность, благотворительность и совесть, а также морально-эстетические потребности, оценки, вкусы, идеалы, мотивы, поступки. Поэтому не меньшее значение в процессе общения людей играют также моральные знания, способность к рациональному осмыслению нравственных ситуаций и действий.

Известно, что внешне благотворительные поступки могут опираться на мотивы, которые явно противоречат принципам и нормам морали: стяжательство, нажива, властолюбие и др. И, наоборот, поступок, который повредил другим, может иметь в основе благие намерения. Например, человек, который только стремится к власти, в общении с другими демонстрирует свою “демократичность”, гуманность. Достигнув вожделенной власти, она быстро забывает о своих обещаниях и часто не обнаруживает доброты, честности, ответственности и т.д. Такое поведение в этике называют легальной, а тип поведения - легалізмом.

Известный китайский философ Конфуций показал, что разные люди в своем поведении и общении придерживаются разных моральных норм и правил. По его мнению, умная человек: “когда глядит, то думает, хорошо ли она разглядела, а слышит - думает, правильно ли она услышала; думает, ласковый у нее выражение лица, уважительные ее манеры, искреннее речи, приличное отношение к делу; при сомнениях думает о том, чтоб посоветоваться; когда же в гневе, то думает о последствиях; и перед тем как что-то купить, думает о справедливости”. Неумный человек делает три ошибки: говорит, когда не время говорить (это безрассудство), не говорит, когда наступает время говорить (это потайливість), и говорит, не замечая мимики (это слепота) [2].

Сейчас в сложных условиях рыночных отношений людям приходится делать выбор относительно ориентации на справедливое отношение к другим и учет их интересов, или эгоизм; на активность или пассивность; на агрессию или альтруизм; на любовь к людям и безразличие к ним и др. Этот выбор проявляется в поведении человека и в его общении с другими. Во время такого выбора человек обращается или к принятым обществом, или к личных моральных норм и принципов.

В условиях жесткой конкуренции и снижение жизненного уровня людей возрастает значение таких черт характера человека, как устойчивость, лояльность, верность, милосердие и др. Речь идет о морали соотнесения, дилемма которой основывается на том, что не стоит слушать ни друзей, ни врагов, когда совесть подсказывает “поступи так”. Во время общения - это умение говорить так, чтобы не унижать достоинства людей, вступать с ними в переговоры, идти на компромиссы, тратя собственную мгновенную выгоду, но сохраняя доброжелательные отношения. Каждый, кто знаком с историей создания и развития известной американской компании “IBM”, согласится с тем, что своим успехом она в значительной степени обязана морально-этическим идеям его основателя Томаса Дж. Уотсона-старшего (1914 г.), чем техническим новшеством или финансовым ресурсам. Он как чистолюбивий предприниматель, безусловно, хотел видеть свою компанию такой, что достигла успеха. Но имея собственные моральные ценности, он не хотел это делать любым способом. На пути к успеху Т. Уотсон хотел объединить людей единой целью. Поэтому он разработал кодекс поведения работников компании, принципы которой очень просты: 1) каждый человек заслуживает уважения; 2) каждый клиент фирмы имеет право на особое внимание и самое лучшее обслуживание; 3) все, что делается в фирме, должен постоянно совершенствоваться. Этих принципов придерживаются и сейчас все работники фирмы - от администраторов высшего ранга к подсобников. Указанные принципы составляют стержень всей деятельности компании, к которой все относятся с уважением и доверием, что непосредственно влияет на каждый шаг и всю политику “ІВМ”. Видимо, поэтому за 34 года никого не уволили из-за сокращения программ, штатов, ассортимента продукции или бюджета. Но независимо от должности расставались с тем человеком, которая нарушала моральные нормы компании или допускала ошибки в работе и не желала сотрудничать с другими [9, с. 60-61, 66-67].

По правилам делового общения, принятыми в “ИБМ”, все ее работники в своих действиях должны руководствоваться высокими нормами делового общения [9, с. 263-268]. “Каждый, с кем вы имеете дело, должен рассчитывать на справедливое и беспристрастное отношение к себе с вашего стороны. Честность является неотъемлемой частью нравственного поведения, а доверие необходимо для установления хороших и крепких отношений” [9, с. 263-268].