Лекция 3 МОРАЛЬНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Моральные ценности как основа
гуманистического общения
Одной из форм проявления моральных
отношений в обществе моральные ценности. Ценность - это понятие,
используется в философии и социологии для обозначения объектов, явлений и их
свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе обобщенные идеалы
и предстают благодаря этому как эталон должного. В современной философии и этике -
это не только субъективная значимость определенных явлений реальности, связанная с удовлетворениемрением потребностей субъекта, в духовном отношении ценности возрождают его
самого со всеми его потребностями [3]. Выбирая определенные моральные ценности, тем самым
человек подтверждает сознательное отношение к нормам и принципам морали, действенность своих
мотивов, целостность нравственного сознания в целом.
Моральные ценности добра, долга,
ответственности, справедливости, чести и достоинства человека, совести и т.п заметно
влияют на совместную деятельность людей,
на характер и
эффективность общения. Если собеседники, например, во время решения
конфликта демонстрируют свою ответственность за состояние дела, умение быть справедливыми
относительно оппонента, желают не только себе, но и собеседнику добра, то есть много
шансов, что они достигнут согласия, а общение будет происходить на высоком
моральном уровне.
Как отмечалось, на современном этапе
развития нашего общества, когда уровень духовности в стране в целом падает,
моральные ценности нередко обесцениваются. Поэтому наше общество должно как можно
больше внимания уделять именно моральным ценностям, ориентироваться на них во всех
сферах жизни - экономической, политической, социальной, законодательной и др. Угроза
дегуманизации возникает там, где человек привыкает отождествлять себя со своей
функцией, своей социальной ролью. Образ такой самовідчуженої
человека-функционера, человека-рольовика стал так сказать “кошмаром” технической
цивилизации последних веков [3, с. 258].
Систему моральных ценностей, которую
целесообразно внедрять в обществе рыночных отношений, подробно описал известный
американский психолог и философ Э. Фромм. Описывая рыночный социальный
характер в работе “Психоанализ и этика”, он отмечает, что в деловом общении
проявляется отношение к себе и другим как к товару, который можно выгодно
продать и купить. Итак, к сожалению, ценность человека заключается в том, что она является
товаром [13].
События, происходящие в отдельной
стране и во всем мире, заставляют людей пересмотреть систему ценностей как
общества, так и отдельной личности. Руководители организаций, успех
экономической деятельности связывают непосредственно с людьми, внимательно следят за этими процессами и
своевременно реагируют на них. Они учитывают любые изменения в отношении людей к
обычаев, традиций, религии, труда, образования и т.д. Если эти изменения ориентаций на
определенные ценности своевременно не заметить, возникнут дополнительные трудности. Именно изменение
ценностей была одной из причин снижения темпов роста промышленного
производства в США в 1965 г. Предприниматели, которые не
осознали характер произошедших событий, начали сокращать кадры и терять
клиентов. Тем из них, кто продолжал уважать личность, удовлетворять потребности
клиентов и ориентироваться на высокое профессиональное мастерство работников,
падение производства почти не грозило.
Конечно, люди должны хорошо
зарабатывать, чтобы жить в хороших условиях. Однако если все время человек посвящает себя
только работе, игнорируя собственные интересы и интересы семьи, она в конце концов
рано теряет здоровье, не способна рождать новые идеи, перестает быть интересной в
общении. Чтобы этого не произошло, отмечает Е. Фромм, человек должен
ориентироваться не на принцип “иметь”, а на принцип “быть” [11, с. 35-55]. Это
означает, что человек может и хочет жить полной жизнью. Она хочет получать знания
и отдавать их, выбирать занятия по душе, сочетать продуктивную производственную
деятельность с собственными интересами в других сферах. Умные руководители разделяют
такие ориентации своих подчиненных, не мешают их стремлением к
самореализации, и не только при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Как
свидетельствует опыт лучших корпораций мира, от этого выиграют все: каждая отдельная
человек и организация в целом.