Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 3 МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Моральные ценности как основа гуманистического общения

 

Одной из форм проявления моральных отношений в обществе моральные ценности. Ценность - это понятие, используется в философии и социологии для обозначения объектов, явлений и их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе обобщенные идеалы и предстают благодаря этому как эталон должного. В современной философии и этике - это не только субъективная значимость определенных явлений реальности, связанная с удовлетворениемрением потребностей субъекта, в духовном отношении ценности возрождают его самого со всеми его потребностями [3]. Выбирая определенные моральные ценности, тем самым человек подтверждает сознательное отношение к нормам и принципам морали, действенность своих мотивов, целостность нравственного сознания в целом.

Моральные ценности добра, долга, ответственности, справедливости, чести и достоинства человека, совести и т.п заметно влияют на совместную деятельность людей, на характер и эффективность общения. Если собеседники, например, во время решения конфликта демонстрируют свою ответственность за состояние дела, умение быть справедливыми относительно оппонента, желают не только себе, но и собеседнику добра, то есть много шансов, что они достигнут согласия, а общение будет происходить на высоком моральном уровне.

Как отмечалось, на современном этапе развития нашего общества, когда уровень духовности в стране в целом падает, моральные ценности нередко обесцениваются. Поэтому наше общество должно как можно больше внимания уделять именно моральным ценностям, ориентироваться на них во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной, законодательной и др. Угроза дегуманизации возникает там, где человек привыкает отождествлять себя со своей функцией, своей социальной ролью. Образ такой самовідчуженої человека-функционера, человека-рольовика стал так сказать “кошмаром” технической цивилизации последних веков [3, с. 258].

Систему моральных ценностей, которую целесообразно внедрять в обществе рыночных отношений, подробно описал известный американский психолог и философ Э. Фромм. Описывая рыночный социальный характер в работе “Психоанализ и этика”, он отмечает, что в деловом общении проявляется отношение к себе и другим как к товару, который можно выгодно продать и купить. Итак, к сожалению, ценность человека заключается в том, что она является товаром [13].

События, происходящие в отдельной стране и во всем мире, заставляют людей пересмотреть систему ценностей как общества, так и отдельной личности. Руководители организаций, успех экономической деятельности связывают непосредственно с людьми, внимательно следят за этими процессами и своевременно реагируют на них. Они учитывают любые изменения в отношении людей к обычаев, традиций, религии, труда, образования и т.д. Если эти изменения ориентаций на определенные ценности своевременно не заметить, возникнут дополнительные трудности. Именно изменение ценностей была одной из причин снижения темпов роста промышленного производства в США в 1965 г. Предприниматели, которые не осознали характер произошедших событий, начали сокращать кадры и терять клиентов. Тем из них, кто продолжал уважать личность, удовлетворять потребности клиентов и ориентироваться на высокое профессиональное мастерство работников, падение производства почти не грозило.

Конечно, люди должны хорошо зарабатывать, чтобы жить в хороших условиях. Однако если все время человек посвящает себя только работе, игнорируя собственные интересы и интересы семьи, она в конце концов рано теряет здоровье, не способна рождать новые идеи, перестает быть интересной в общении. Чтобы этого не произошло, отмечает Е. Фромм, человек должен ориентироваться не на принцип “иметь”, а на принцип “быть” [11, с. 35-55]. Это означает, что человек может и хочет жить полной жизнью. Она хочет получать знания и отдавать их, выбирать занятия по душе, сочетать продуктивную производственную деятельность с собственными интересами в других сферах. Умные руководители разделяют такие ориентации своих подчиненных, не мешают их стремлением к самореализации, и не только при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Как свидетельствует опыт лучших корпораций мира, от этого выиграют все: каждая отдельная человек и организация в целом.