Лекция 3 МОРАЛЬНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Основные понятия гуманистической этики
Чтобы понять нравственность общения,
нужно знать основные понятия этики, объединенные в целостную систему с единым
принципом ее построения. Конкретное содержание этих понятий, их логическая форма и место
каждого из них в общей системе менялись в истории этической мысли в зависимости
от понимания природы нравственности. Однако во все времена в истории этики основными
категориями считались прежде всего добро и долг, а также благотворительность,
совесть и др.
Рассматривая этику общения, кроме
указанных понятий следует учитывать и понятие этики социального характера,
основы которой были заложены Е. Фроммом. Он подробно описал этические изменения,
происходят в социальном характере людей на разных этапах развития
капитализма. Эти изменения ярко проявляются в поведении людей, прежде всего в
их нравственности [13].
Человек рождается добрым, как
утверждает большинство представителей гуманистической этики. Все, что в ней есть хорошего,
служит сохранению и развитию жизни, саморазвития и использованию творческого потенциала,
а зло приводит к ее разрушению. Итак, если человек в общении отстаивает свои
позиции, уверена в себе, проявляет настойчивость в достижении цели, не
унижая другого, признавая его право на собственное мнение, то она не делает зла. Для
нее добро - это идти путем, который она выбрала, но не жертвуя собой, чтобы
угодить другому. Сегодня такие умения, которые называются ассертивными, формируют в
людей с помощью различных подходов. У человека есть только один способ быть в единстве
с миром и одновременно в согласии с собой - реализовать свои способности. Это будет
добром и для нее, и для общества, т.е. для других. В противном случае перед
человеком возникают моральные проблемы, а невозможность их решения часто
приводит к неврозу. Чтобы этих проблем не возникало, в частности во время общения,
следует придерживаться основных принципов этики: “не делай другому того, чего бы ты не
хотел, чтобы он делал тебе”; “что ты делаешь другим, то делаешь и себе”. Другими
словами, если человек в деловом общении, манипулируя другим, хочет достичь
выгоды только себе, особенно из-за хитрости, махинации, нечестную
игру, то нарушается первый из указанных принципов этики. Если же во время
решение конфликта победа достигается за счет поражения оппонентов, можно
приобрести врагов. При этом нарушается второй из названных принципов этики.
Отражением нашего “я” есть совесть. Она
олицетворяет суть собственного нравственного опыта. Это наше влияние на себя самого.
Гуманистическая совесть протестует против притеснения, унижения себя, против угрозы
стать инструментом в руках тех,
кто стремится сознательно или
бессознательно занизить нашу
самоценность и ограничить
самостоятельность. Наряду с гуманистической сосуществует и авторитарная совесть. У них
одинаковый смысл этических норм, но мотивы их использования разные. Авторитарная
совесть требует от человека подчиняться авторитетам, которые произвели, скажем,
определенные этические нормы, угождать им. Если она этого не делает, проявляет самостоятельность,
у нее пробуджуватиметься “нечистая” совесть, она будет чувствовать бессилие,
дискомфорт, вину [1, с. 174, 175]. Каждый человек, как утверждает Е. Фромм, имеет эти две разновидности совести.
Проблема в том, каково соотношение между ними.
Существует немало этических критериев
цивилизованного общения, в том числе честность, порядочность, справедливость. В
развитых странах, например, без этих критериев в деловом общении между
фирмами, банками и отдельными людьми современное предпринимательство было бы невозможным.
Нефть и нефтепродукты, акции и другие ценные бумаги на миллионы долларов ежедневно
продаются на основе устных переговоров без свидетелей. Так же на крупные суммы
ежегодно продаются товары солидными торговыми фирмами без предварительного
оформление контрактов. Такая практика современного предпринимательства является следствием
длительного процесса развития бизнеса, во время которого сформировались
оптимальные моральные принципы и правила, которых эти предприниматели придерживаются.
Для достижения эффективности в деловом общении
необходимо также руководствоваться такими этическими понятиями, как уважение, сострадание,
справедливость и др.
Основой гуманистических коммуникативных
установок является уважение. Это такое отношение к человеку, когда учитывается человеческая
достоинство. Уважение дополняется уважением, то есть признанием личных добродетелей
индивида и его принадлежности к определенной общности. Если мы относимся уважительно
в другую страну или к какой-нибудь фирмы, то будем уважать их представителей
и обнаружим это в своем отношении к ним, что
способствовать установлению контакта, взаимодействия. Общение будет открытым и
нацеленным на продуктивный диалог, на сотрудничество и согласие, основанное
на учете моральных норм и принципов справедливости, равноправия,
доброжелательности, вежливости и др.
Уважение к собеседникам, оппонентам
по общению, толерантность тесно связаны с самоуважением. Как бы не
к нам относились другие люди во время
общения в деловых взаимоотношениях, самоуважение будет тем нравственным механизмом, который поможет нам не допустить унижения, насмешки и т.д. Человек с развитой
самоуважением сопротивляться этому, проявит волю, отстаивая свое достоинство, честь.
Христианская мораль учит быть терпеливым, но это не означает, что следует мириться
со злом, агрессией, грубостью, бесчестьем. Каждый из нас должен делать все, что
может, в пределах норм морали, чтобы не допускать этого, чтобы предупреждать такие проявления
в процессе общения с другими людьми.
Людям, которые творят зло, оскорбляют других, можно порой посочувствовать, ибо они не
понимают, что делают, и как это может негативно повлиять на них. Посочувствовать, а
возможно, и помочь. Вместо того, что бы “скрещивать мечи”, можно попробовать
доброжелательно предложить другой выход из сложившейся ситуации.
Уважение и внимание к клиентам является
бесспорно основой долговременных отношений. Компания, которая подходит к деловым
отношений только с позиций собственной выгоды, не может рассчитывать на лояльность
другой стороны. А любое сделанное клиенту добро потом, как правило, возвращается
назад. Когда возникают новые рынки сбыта продукции, к ним быстро несутся разные
корпорации, компании, фирмы из других стран. Многие компании пытаются что-
сбыть свою продукцию, даже низкого качества. Чувствуется это сейчас и в Украине.
Но если такие компании ориентированы только на получение временной пользы, то
связи не будут длительными. Они всегда будут испытывать сопротивление со стороны тех, кого
унижают. И, наоборот, компании, которые в таких условиях устанавливают деловые
контакты, уважая слабых сегодня партнеров, помогают им, создают
основу для сотрудничества в будущем.
Эгоизму, самолюбию противостоит
любовь к себе. Она не отождествляет эгоизм, не исключает любви к другим. Если
человек заботится о себе, ответственная, ценит и уважает себя, стремится к
развития, самореализации, в конце концов, к свободе, то она любит себя. Если
человек себя любит, то она спокойная, доброжелательная, уверенная в себе, совестливый, а
поэтому другим людям хорошо с ней общаться и сотрудничать.
Любовь к людям является лучшим
советчиком для решения большинства сложных проблем, в том числе проблем
общение. Она включает в себя и уважение, и сочувствие, и готовность помочь.
Именно она подскажет в сложных ситуациях, когда и как начать общение, как
вступить в контакт и как из него выйти, какие аргументы привести, какое решение
принять и др. Когда любишь людей, с которыми общаешься, то приложит усилия, чтобы
их понять, чтобы не задеть их честь, достоинство, не заставить их лишнее
страдать, поможешь им сохранить и пополнить свою самоценность. Апостол Павел
в первом послании к корінтян сказал: “Если бы я говорил языками человеческими и
ангельскими, но не имел любви, я был бы словно медь бреняча или кимвал
звучный. Если бы я имел дар пророчества и ведал все тайны и все знание, и если бы я имел
всю веру, чтобы и горы переставлять, но не имел любви, я был бы ничто. И если бы я
раздал бедным все, что имею, и если бы отдал мое тело на сожжение, но не имел
любви, то я не имел бы никакой пользы. Любовь - долготерпеливая, любовь - кротка,
она не завидует, любовь не гордится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не рвется к гневу, не задумывает зла; не радуется, когда кто-то оказывает
несправедливость, радуется истине; все покрывает, во все верит, всего надеется, все
перетерпит” [10, с. 218-219].
Общение - это форма творчества,
которая помогает выявить и раскрыть лучшие стороны личности. В то же время это
процесс воспитания и самовоспитания, когда люди влияют друг на друга. Поэтому
таким необходимым для достижения успешного взаимодействия в общении является знание роли
моральных ценностей, разумное использование моральных принципов и норм.
Висновки
• Мораль - это форма общественного
сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности
личности, равноправия всех людей в их стремлении к счастливой и
достойной жизни.
• Одной из форм проявления моральных
отношений в обществе моральные ценности. Они составляют основу
гуманистического общения.
• Моральные нормы и принципы - это
определенные требования и запреты, регулирующих деятельность, поведение людей, их взаимодействие
и общение. Эти нормы и принципы, установленные людьми в обществе на
каком-то этапе его развития, является определенным образцом поведения и обязательные для
выполнения.
• Гуманистическая этика, которой надо
соблюдать во время общения, предполагает благотворительность, совестливость,
справедливость, уважение, сострадание, любовь к людям и др.
Список использованной и
рекомендуемой литературы
1. Вебер М. Протестантская этика и
дух капитализма // Избр. произведения. - М., 1990.
2. Конфуций.
Лунь-юй. Древнекитайская философия // Собр. текстов: В 2 т. - М., 1972.- Т. 1.
3. Малахов В. Этика: Курс лекций. - К.,
1996.
4. Монтень М.
Опыты. - М., 1979.- Кн. 3.
5. Московичи С.
Машина, творящая богов. - М., 1998.
6. Прохоров Г.
М. Памятники переводной и русской литературы ХIV-ХV веков. - Л., 1987.
7. Психология и
этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко.- М., 1997.
8. Размышления и
афоризмы французских моралистов ХVI-ХVIII веков. - Л., 1987.
9. Роджерс
Фрэнсис Дж. ІВМ. Взгляд изнутри. Человек,
фирма, маркетинг: Пер. с англ. - М., 1990.
10. Священное писание ветхого и нового завета: Пер. с евр.,
арам. и греч. / / United Bible Societies. - 1990.
11. Фромм Э.
Иметь или быть. - М., 1990.
12. Фромм Э.
Искусство любит. - М., 1990.
13. Фромм Э.
Психоанализа и этика. - М., 1998
14. Шеломенцев
В. Н. Этикет и культура общения. - К., 1995.