Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 2

 

3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

 

3.1. Типы обучения

 

В процессе анализа особенностей исторических типов организации обучения можно выделить четыре стали элементы учебного процесса:

сообщение (передача) знаний;

усваивания их;

воспроизведение усвоенного;

применение знаний на практике.

Как объект теоретического анализа существует четыре основных типа учебного процесса: информационно-повідомляючий, объяснительно-иллюстративный, проблемно-эвристический или исследовательский, и проектный.

Информационно-новідомляючому типа соответствует догматическое обучение, которое царило в средневековой Европе. Традиционное обучение, время распространения которого - последние 300 лет, базируется на объяснительно-иллюстративном способе передачи информации. Специфика проблемно-эвристического обучения, разработанного и введенного в бывшем Советском Союзе в 60-х годах XX ст., заключается в том, что учитель подводит ученика к необходимости усвоения учебной информации через постановку перед ним проблемы, решение которой требует усвоения учеником новых знаний.

Этот перечень типов организации учебного процесса целесообразно дополнить так называемым свободным, проектным обучением, внедрение в педагогическую практику в начале XX в. связано с именами М. Монтессори (Италия) и В. Паркгерст (США).

Особенности проявления указанных элементов учебного процесса в различных типах организации обучения.

Таблица 2

Элементы учебного процесса в разных типах обучения

Элементы учебного процесса

Догматическое (информационно - повідомляючий тип)

Традиционное (объяснительно - иллюстративный тип)

Проектное (свободное) (тын - естественное самонаучіння)

Проблемное (проблемно - исследовательский тип)

Повідомляння знаний

Информационное сообщение

В виде

объяснения,

доведение

Через

организацию среды и дидактические средства

Проблемное преподавание

Усвоение знаний

Заучивание без сознательного понимания

После заучивания

осознание

Усваивание через попытки и ошибки

Усвоение на основе продуктивного мышления

Воспроизводство знаний

Формальное и дословное

По существу и своими словами

Творческое, но не всегда сущностное

Сознательное и творческое

Применение знаний на практике

Не предполагается

Сознательное

Творческое

Творческое

Деятельности обучения и учения состоят из определенных действий. их своеобразие зависит от того положения, которое занимает обучаемый в поле педагогического влияния педагога. Это, в свою очередь, предопределяет и те функции, которые за ним кроются. В педагогическом процессе таких функций может быть минимум три:

пассивного восприятия и усваивания информации, что подается из вне;

активного самостоятельного поиска, нахождения и использования информации;

организованного извне активного поиска, нахождения и использования информации.

Каждую из этих функций можно положить в основу трех моделей обучения.