РАЗДЕЛ 2
3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
3.1. Типы обучения
В процессе анализа особенностей исторических типов организации обучения можно выделить четыре стали элементы учебного процесса:
• сообщение (передача) знаний;
• усваивания их;
• воспроизведение усвоенного;
• применение знаний на практике.
Как объект теоретического анализа существует четыре основных типа учебного процесса: информационно-повідомляючий, объяснительно-иллюстративный, проблемно-эвристический или исследовательский, и проектный.
Информационно-новідомляючому типа соответствует догматическое обучение, которое царило в средневековой Европе. Традиционное обучение, время распространения которого - последние 300 лет, базируется на объяснительно-иллюстративном способе передачи информации. Специфика проблемно-эвристического обучения, разработанного и введенного в бывшем Советском Союзе в 60-х годах XX ст., заключается в том, что учитель подводит ученика к необходимости усвоения учебной информации через постановку перед ним проблемы, решение которой требует усвоения учеником новых знаний.
Этот перечень типов организации учебного процесса целесообразно дополнить так называемым свободным, проектным обучением, внедрение в педагогическую практику в начале XX в. связано с именами М. Монтессори (Италия) и В. Паркгерст (США).
Особенности проявления указанных элементов учебного процесса в различных типах организации обучения.
Таблица 2
Элементы учебного процесса в разных типах обучения
Элементы учебного процесса | Догматическое (информационно - повідомляючий тип) | Традиционное (объяснительно - иллюстративный тип) | Проектное (свободное) (тын - естественное самонаучіння) | Проблемное (проблемно - исследовательский тип) |
Повідомляння знаний | Информационное сообщение | В виде объяснения, доведение | Через организацию среды и дидактические средства | Проблемное преподавание |
Усвоение знаний | Заучивание без сознательного понимания | После заучивания осознание | Усваивание через попытки и ошибки | Усвоение на основе продуктивного мышления |
Воспроизводство знаний | Формальное и дословное | По существу и своими словами | Творческое, но не всегда сущностное | Сознательное и творческое |
Применение знаний на практике | Не предполагается | Сознательное | Творческое | Творческое |
Деятельности обучения и учения состоят из определенных действий. их своеобразие зависит от того положения, которое занимает обучаемый в поле педагогического влияния педагога. Это, в свою очередь, предопределяет и те функции, которые за ним кроются. В педагогическом процессе таких функций может быть минимум три:
• пассивного восприятия и усваивания информации, что подается из вне;
• активного самостоятельного поиска, нахождения и использования информации;
• организованного извне активного поиска, нахождения и использования информации.
Каждую из этих функций можно положить в основу трех моделей обучения.