Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 2

 

2 ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

2.2. Исторические формы организации обучения

 

Как процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков любой современный образовательный процесс имеет три основные составляющие: содержание обучения; деятельность обучения (организация учебного процесса и преподавание содержания обучения); учение как деятельность в рамках организованного учебного процесса тех, кого обучают. Все эти составляющие присутствуют в различных формах организации обучения, известных на сегодня.

Найраннішими формами организации обучения считаются индивидуальная и индивидуально-групповая. Именно они, по данным исторических источников, были наиболее распространенными в обществах древних цивилизаций, в частности в античных странах, и в европейских государствах периода средневековья (церковные, цеховые школы). Сущность индивидуально-групповой формы обучения можно выразить следующей вербальной формуле: учащиеся под руководством учителя (мастера) работают рядом, но не вместе. То есть каждый учащийся учебной группы обучается индивидуально. К тому же не существовало определенных требований относительно программы обучения, необходимого возраста и уровня подготовки ученика при приеме в группы. При таких условиях обучения могло неограниченно растягиваться на неопределенное время, а эффективность его была, как правило, невысокая. Индивидуальное обучение (один ученик - один учитель) всегда было привилегией состоятельной элиты общества, а потому во все времена давало сравнительно лучшие результаты.

Со времен Новой истории интенсивное развитие промышленного производства породило настоятельную массовую потребность в просвещенном рабочему. Такие исторические обстоятельства вызвали к жизни и совершенную форму организации обучения - классно-урочную систему, которая давала школе и отдельному учителю возможность обучать большее количество детей и давать им лучшее образование. Первым теоретиком такой системы обучения и ее активным пропагандистом стал известный чешский педагог Я. А. Коменский, который в классическом труде "Великая дидактика" теоретически обосновал новую систему обучения. Интересно, что такую форму организации обучения было впервые введено на землях Украины и Белоруссии еще в XVI в. в так называемых братских школах. Считается, что именно опыт преподавания в этих учебных заведениях Я. Коменский положил в основу теоретических принципов организации обучения, которые он сформулировал и которыми сегодня руководствуется школа: классы постоянного состава из детей соответствующего возраста и уровня подготовленности; уроки и обязательность перерыва между ними, продолжительность их; учебный год, учебный день и расписание занятий; ежедневная проверка знаний и годовые переходные экзамены.

Интересной разновидностью классно-урочной системы обучения, который организационно оформился в конце XVIII - начале XIX в., стала Белл-Ланкастерская система обучения (первые два слова - фамилии ее авторов), которая имеет другое название "система взаимного обучения". Впервые она возникла в буржуазной Англии, промышленность которой чувствовала в то время острую потребность в массовом обучении детей, а образование еще не могло обеспечить школе достаточное количество кадрового потенциала преподавателей. Суть ее заключалась в том, что с утра педагог обучал группу старших детей - мониторов, которые после обеда уже са-мостоятельно передавали эти знания классовые младших учеников. И хотя результаты такого обучения оставляли желать лучшего, однако похожую форму организации обучения использовали в свое время и в царской России, в частности, декабристы с целью просвещения солдат. А ее элементы (обсуждение определенных тем курса студентами на семинарских занятиях под руководством аспирантов или студентов старших курсов, специализирующихся в соответствующей области знания) и сегодня используются в высшей школе Англии в рамках организации модульного обучения.

Еще одна попытка модернизации классно-урочной системы обучения приходится на начало XX вв. Она связана с раз-деланием и введением формы индивидуализированного, или проектного обучения. Такая форма организации известна под названием Дальтон-проект, поскольку в городе Дальтон (США) автор и активный пропагандист этой системы В. Паркгерст впервые в рамках реализации такого проекта отменила уроки и заменила классы предметными лабораториями. В их пределах учащимся предлагались индивидуальные задания и методическое обеспечение их выполнения. Роль педагога сводилась к консультированию и проверки заданий учащихся. Понятно, что при такой самостоятельности, производительное использование которой под силу только ученику с хорошо сформированными навыками самостоятельного обучения, страдали прежде всего систематичность и качество обучения. Тем не менее в 20-30-е годы отдельные характеристики проектного обучения было воспроизведено в советской системе образования в бригадно-лабораторной форме организации обучения. Но если западные ученые лейтмотивом внедрение проектного метода считали большую индивидуализацию обучения, то в бывшем СССР упор делался на организации обязательных постоянных бригад, общую эффективность учебной работы которых оценивали по результатам деятельности отдельных учащихся - бригадиров или других делегированных отвечать за группу учеников. Ориентация на запросы идеологии и практики существенно изменила в это время и содержание преподавания и перечень необходимых для изучения дисциплин (так, советская школа отказалась от классического гимназического образования, в которой преобладал гуманитарный смысл, и этот баланс еще не восстановлен). При таких условиях наблюдалось обезличиванию учащихся, игнорирование индивидуальной работы каждого, обесценивание познавательных интересов, научных знаний, систематичности обучения и падение роли педагога в учебном процессе. И поэтому в начале 30-х годов в системе образования вновь прочно утвердилась классно-урочная форма обучения, аналогом которой в высшей школе остается лекционно-семинарская система организации учебного процесса.

Очевидно, что каждая из приведенных исторических форм организации обучения не является идеальной. Задача современной психолого-педагогической науки заключается в разработке комплексной системы форм организации обучения, которая бы, учитывая возрастные и индивидуально-типологические особенности учащейся аудитории, максимально учитывала преимущества существующих систем обучения, а также тех, которые существовали ранее, и минимизировала недостатки их применения в педагогической практике.