I СЕМЕСТР
УРОК 12
Тема. Восклицательные предложения. Предложения, содержащие утверждение или отрицание. Отдельные формы глаголов (без употребления терминов)
Цель: обобщать знания учащихся о предложении, учить различать восклицательные и невосклицательные предложения, интонировать и ставить знак препинания в конце восклицательного предложения; развивать грамматическую зоркость, речь учащихся; воспитывать внимательность.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
— Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
— Какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?
— Какой знак ставится в конце вопросительных предложений? побудительных?
IV. Работа над новым материалом
— Прочитайте предложения.
Мы любим читать волшебные сказки.
Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин).
Беседа
— Какие эти предложения по цели высказывания?
— Какие знаки препинания стоят в конце этих предложений?
Слово учителя
— Предложения в нашей речи отличаются по характеру, эмоциональной окраске, интонации. Есть предложения спокойные, а есть предложения, которые произносятся с восторгом, изумлением, радостью, возмущением.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. На письме в конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак. В устной речи эти предложения произносятся с особой интонацией.
V. Закрепление нового материала
1. Письмо по памяти
— Прочитайте. Передайте голосом интонацию восклицательных предложений. Запишите по памяти.
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры!
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары!
2. Прочитайте. Выпишите восклицательные предложения
ЯЩЕРИЦА
Особенно красивая ящерица весной. В это время года у неё праздничный зелёный наряд. Кто сказал, что ящерица противная?! Как горят на солнышке щитки и чешуйки! Настоящая малахитовая красавица!
— В каких случаях ставятся два знака — восклицательный и вопросительный?
3. Прочитайте. передайте голосом интонацию предложений. Какие они по интонации, по цели высказывания? Спишите
Учебник — твой друг и помощник. Береги его!
4. Научитесь правильно читать предложения, в конце которых стоят разные знаки препинания
Снега за ночь намело. Снега за ночь намело!
Пусть он прочитает эту книгу. Пусть он прочитает эту книгу!
Мы поедем на каникулы во Львов? Мы поедем на каникулы во Львов?!
— Прочитайте предпоследнее предложение так, чтобы голосом выделялось сначала первое слово, затем — второе, потом — третье и, наконец, последнее.
— Запишите первое, второе и пятое предложения.
5. Определите начало и конец предложений. Спишите, ставя в конце предложений нужные знаки
Мы просили бабушку:
Испеки оладушки
Вышло блюдо — первый класс
Ай да бабушка у нас
Т. Волгина
VI. Итог урока
Друзья мои, приятели,
живу я много лет.
Примите восклицательный
мой пламенный привет.
Обычно в предложениях
стою я для того,
чтоб выражать волнение,
тревогу, восхищение,
победу, торжество...
Не зря я от рождения
противник тишины,
Где я, те предложения
произносить должны!
А. Тетивкин
— В конце каких предложений стоит восклицательный знак? Что могут выражать эти предложения?
VII. Домашнее задание