Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 11

Тема. Аудирование. Восприятие на слух более длинных, чем во втором классе, предложений (1-8 слов)

Цель: учить учащихся понимать незнакомый текст, анализировать его содержание, выделять главную мысль; развивать связную речь учащихся, воспитывать любовь к художественному слову, литературе.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Смешные диалоги

Работа в группах

— Прочитайте диалоги. Разыграйте их.

I группа

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожёг.

— Зачинить можно.

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Да один ворот остался.

II группа

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— А Пётр что делает?

— На печи лежит.

III группа

— Ты видел моего телёночка?

— Рыжего?

— Да, рыжего.

— С белым пятном на лбу?

— Да, с пятном.

— И обрывком на шее?

— Да, верно. Где ты его видел?

— Нет, сосед, я такого не видел.

IV группа

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Не идёт.

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

2. Скороговорка

У Вари

На бульваре

Варежки пропали.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

Е. Благинина

 

IV. Восприятие на слух и анализ рассказов

1. Чтение текста учителем

КАК ВОРОНЫ ДРУЖКА ПЕРЕХИТРИЛИ

Дружок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой.

Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и — к Дружку. Одна ворона спереди, другая — сзади подкрадывается.

Дружок оскалил зубы, шерсть на спине зашевелилась и стала дыбом. Лапы поставил так, чтобы никто не смог украсть чашку. В это время одна ворона больно ущипнула его за хвост. Он развернулся и бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая.

Дружок возвратился к чашке. А ворона была уже на месте и снова ущипнула Дружка за хвост. И пока пёс гнался за ней, вторая пельменина тоже была уже на крыше.

Так вороны все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлёбка.

И. Лебедев

— Понравился ли вам рассказ?

— Какие эмоции он у вас вызвал?

— Что собирался сделать Дружок?

— Кто следил за Дружком?

— Как вороны утащили первую пельменину?

— До каких пор вороны повторяли свою хитрую уловку?

— Дайте характеристику воронам, Дружку.

2. Физкультминутка

3. Работа над сказкой. Аудирование

Учитель. Любите ли вы читать сказки? Сейчас вы внимательно послушаете русскую народную сказку «Каша из топора» и подготовитесь к аудированию.

Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела. Нечего.

— Ну нет, так нет,— солдат говорит.

Тут он приметил под лавкой топор без топорища.

— Коли нет ничего иного, можно из топора кашу сварить.

Хозяйка руками всплеснула:

— Как так из топора кашу?

— А вот так! Дай-ка котёл.

Принесла старуха котёл.

Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

— Ну как? — спрашивает старуха.

— Скоро будет готова,— солдат отвечает.— Жаль, что вот соли нет.

— Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолили, снова попробовал:

— Коли сюда бы да горсточку крупы.

Старуха принесла из чулана мешочек крупы.

— На, заправь как надо.

Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал.

Глядит старуха — оторваться не может.

— Ох и каша хороша! — хвалит солдат.— Как бы сюда да чуточку масла, было бы и вовсе объедение.

Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

— Бери ложку, хозяюшка.

Стали кашу есть да похваливать.

— Вот уж не думала, что из топора этакую добрую кашу можно сварить,— дивится старуха.

А солдат ест да посмеивается.

Вопросы к тексту

1) Что солдат решил сварить?

а)    Суп;

б)    кашу.

2) Из чего служивый варил кашу?

а)    Из топора;

б)    из пилы.

3) Какая была старуха?

а)    Бедная;

б)    жадная.

4) Солдат съел кашу сам или угостил и старуху?

а)    Сам;

б)    со старухой.

Взаимопроверка выполненных работ. Анализ ошибок, обсуждение ответов.

 

V. Итог урока

— Что вам больше всего запомнилось на уроке?

— Кем из героев сегодняшних литературных произведений вы восхищались? Над кем смеялись? Кому сочувствовали?

 

VI. Домашнее задание