УРОК № 12
Тема. Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Ознакомление с орфоэпическим словарём. Сильная и слабая позиция гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных после твёрдых и мягких согласных
Цель: развивать у учащихся навыки опознавания сильных и слабых позиций гласных звуков, умение правильно произносить и писать гласные в слабых позициях; ознакомить школьников с орфоэпическим словарём; воспитывать любовь к природе, поэзии.
Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют ударные и безударные слоги; опознают сильные и слабые позиции звуков; правильно произносят и пишут гласные в слабых позициях; умеют работать с орфоэпическим словарём.
Оборудование: учебник, таблица «Гласные в слабой позиции», словари.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Проблемный вопрос.
— Что мы должны усвоить на сегодняшнем уроке?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Анализ контрольной работы.
- Проверка домашнего задания.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 50.
- Беседа с учащимися.
— Назовите гласные звуки русского языка.
— В каких слогах гласные звуки произносятся наиболее отчетливо? Приведите примеры.
— В каких слогах гласные звуки произносятся менее отчётливо? Приведите примеры.
— Почему позиция гласного звука под ударением называется сильной, а без ударения — слабой?
- Тренировочное упражнение.
Запишите слова. Подчеркните в них одной чертой гласные звуки, стоящие в сильной позиции, двумя — в слабой. Проверьте написание
звуков в слабых позициях, подобрав к словам проверочные.
Образец: гне[и]здо5 — гнёзда.
Дожди, звезда, пятак, бродить, входить, грозить, смеяться.
- Слово учителя.
Вы обратили внимание, что большинство слов в русском языке пишется не так, как произносится, а произносится не так, как пишется. Важно не только правильно писать слова, но и правильно их произносить. Раздел науки о языке, изучающий нормы русского литературного языка, нормы произношения, называется орфоэпией (от греч. «орфос» — правильный, «эпос» — речь). Одна из норм орфоэпии — ударение в слове. Правильное произношение и ударение отражено в орфоэпических словарях.
- Работа со словарём.
(Рекомендуется на каждую парту положить словарь.)
Найдите в словаре и отметьте разницу в написании и произношении слов: тяжёлый, часы, щавель, жить, ведро.
- Работа с таблицей.
Гласные в слабой позиции |
пишем |
произносим |
примеры |
о |
[а] |
вода — в[а]да |
е |
[и] |
делить — д[и]лить |
я |
[и] |
пятно — п[и]тно |
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Тренировочное упражнение.
Подберите по два слова, в которых бы звук [а] обозначался буквами а, я, о; [и] — и, е, я; [ы] — ы, и; [у] — у, ю; [э] — э, е.
- Выборочный диктант.
Выпишите из стихотворения слова с буквами о, е, я в слабой позиции. Укажите, какими звуками они обозначены.
Образец: о5се[и]нью.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. выучить теоретический материал: [1] § 9.
2. выполнить упражнение: [1] 92; [2] 40.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Какие гласные в безударном положении не изменяют своего качества?
— Какие гласные в безударном положении изменяют своё качество и каким образом?