3. Теория и методика воспитательного процесса
3.5. Общественные институты воспитания
В каждом обществе формируются определенные типы социальных взаимодействий, которые согласованно действуют по определенным правилам и являются обязательными для социальных сообществ. Такими являются общественные институты - относительно устойчивые модели поведения людей и организаций, исторически сложившихся в определенной сфере жизнедеятельности общества. То есть институты охватывают определенную совокупность людей, учреждений, призванных решать важные общественные задачи. Например, институт воспитания реализует свою миссию по формированию совершенной личности через семью, разнообразные детско-юношеские, молодежные организации, школу, вуз, церковь, внешкольные учреждения.
3.5.1 Семья - основная ячейка воспитания детей и молодежи
Средой первичной социализации ребенка, источником материальной и эмоциональной поддержки, средством сохранения и передачи культурных ценностей от поколения к поколению является семья.
Важнейшим условием семейного воспитания является прочный фундамент семьи, который базируется на авторитете отца и матери, супружеской верности мужа и жены, их любви к детям, преданности долгу их воспитании, уважении и любви к родителям и материнском призвании женщины.
Направления семейного воспитания.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления - нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое и др., направляемая на развитие тела, души, разума юной личности.
Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у детей высокой духовности и нравственной чистоты. Особого внимания требует воспитание у детей любви к родителям, близким, родному языку. Именно в семье ребенок учится уважать людей, заботиться о малышах и пожилых лиц, сострадать и проявлять милосердие к тем, кто переживает горе. Семья должна привить уважительное отношение к традициям, обычаям, обрядам, истории и культуры своего народа. Это требует слаженных усилий семьи со всеми воспитательными заведениями.
Особое место в семейном воспитании принадлежит матери. Именно она имеет самое сильное влияние на детей, особенно в сфере духовно-нравственного воспитания. Без материнского тепла и ласки дети вырастают угрюмыми, замкнутыми, злостивими, упрямыми, склонными к девиантных поступков. Не меньшую роль в семейном воспитании играет и отец, особенно когда речь идет о воспитании мальчиков. Полностью реализовать свои воспитательные функции отец и мать могут только тогда, когда имеют авторитет у детей. «Ваше собственное поведение, - писал А. Макаренко, обращаясь к родителям, - решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или наказываете ее. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы ведете себя с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливі, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете своих детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Следовательно, духовность воспитывается духовностью, мораль - нравственность, честь - честью, достоинство - достоинством.
Правильно налаженное умственное воспитание в семье призвано не только помочь детям накопить знания, но и сформировать научный кругозор, овладеть основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением). Родители должны также научить детей слушать, выражать свои мысли устно и письменно, считать, работать с книгой, компьютером и т.п., то есть готовить их к умственной деятельности.
Семейное воспитание всегда осуществляется в реальной жизни и трудовой деятельности семьи, неотъемлемая от труда всей государства. Поэтому трудовое и экономическое воспитание по своей сути является семейно-государственным.
Успех семейного воспитания в значительной степени зависит от организации домашнего быта. Педагогическую ценность составляет целесообразно организованный семейный быт, в котором нет ничего лишнего, поскольку каждая вещь и каждый предмет имеет свое назначение, свое место. Уютная домашняя обстановка облагораживает детей. Наличие в них только нужных предметов приучает к аккуратности, экономии и бережливости.
Эстетическое воспитание в семье заключается в привлечении детей к прекрасному в жизни, труде и искусстве. Первые эстетические чувства возникают у детей очень рано, в процессе ознакомления с красочными игрушками, интересными народными сказками, музыкой. Впоследствии опыт восприятия прекрасного обогащается посещением музеев, кино, театров и т.д. Постепенно на основе эстетического восприятия формируются эстетические понятия и представления.
В условиях семьи важную роль играет эстетика быта: комната, в которой живет ребенок, вещи, окружающие ее, одежда. Все это должно быть простым, удобным, гигиеничным и привлекательным, способствовать развитию художественного вкуса, созданию хорошего настроения.
В семейном воспитании используют разнообразные средства: атмосферу семьи, ее гражданскую зрелость, культуру взаимоотношений; трудовой уклад и трудовые традиции; организацию жизни ребенка (режим, обязанности, требования); забота о ее учебную деятельность; организацию досуга детей.
Полноценное семейное воспитание возможно в полноценной здоровой семье. Если семья является неполной, не имеет достаточных материальных, комфортных жилищных условий, это значительно усложняет процесс воспитания детей. Негативно сказывается также неумение родителей находить адекватные возрасту ребенка приемы и методы воспитания, несогласованность воспитательного влияния на детей.
В возрастной группе от 20 до 50 лет смертность мужчин более чем в три раза превышает женскую, а от 30 до 34 лет - в четыре раза. Вместе с большим количеством разводов это приводит к росту количества неполных семей, где один из родителей (чаще всего мать) в одиночку воспитывает детей. В таких семьях дети длительное время неухоженные, неконтролируемые, находятся на улице, нередко контактируют с аморальными людьми.
Статистика свидетельствует, что большая часть молодых семей не имеют отдельного жилья даже через 10 лет брачной жизни и почти половина семей живет с родителями в неудовлетворительных для воспитания детей жилищных условиях. В таких семьях родители часто не могут обеспечить ребенка автономным рабочим местом, что часто мешает ей в учебе.
Дети, вырастающие в семьях с низким достатком, чувствуют себя среди одноклассников неполноценными, потому что выделяются из общей массы одеждой, отсутствием денег на обеды или экскурсию. Это психологически подавляет их, озлобляет против родителей, которых они считают неудачниками. Впоследствии эта злость переносится на одноклассников, педагогов.
Немало современных родителей допускают ошибки в воспитании детей. Семьи, в которых растут так называемые трудные дети, с точки зрения педагогики разделяют на педагогически несостоятельны, педагогически пассивные и антипедагогічні.
Педагогически несостоятельные семьи характеризуются тем, что родители пытаются проявить определенную активность в воспитании детей, но делают это невміло. их воспитательное воздействие непоследовательный, педагогически необоснованный. Чаще всего они руководствуются собственным опытом, который получили от своих отцов и дедов. В таких семьях царит авторитарный стиль, ограничения свободы, угрозы и наказания или вседозволенность, потакание детским прихотям. Это предопределяет необходимость предоставления таким родителям педагогической помощи.
Педагогически пассивные семьи проявляют педагогическую пассивность в воспитании собственных детей. Через объективные (болезнь, занятость, командировки и др.) или через субъективные причины (отсутствие у супругов единой точки зрения на воспитания, разлад между родителями, частые конфликты и т.п.) они не могут должным образом воспитывать детей. В таких семьях отношения между родителями напряженные, конфликтные. За семейными неурядицами они не находят времени для воспитания собственных детей, теряют над ними контроль. Усилия педагога в процессе работы с такими семьями следует направить на пробуждение ответственности родителей за воспитание детей, улучшение психологической атмосферы в семье, осознание родителями ошибочности их взглядов.
Антипедагогічні семьи характеризуются аморальными условиями воспитания детей. Родители в них не могут воспитывать своих детей, потому что сами ведут себя не педагогично, нередко и аморально. В таких семьях царит дух неуважения к правилам морали и норм законов. Родители создают в семье антипедагогічну обстановку (пьянство, воровство, разврат и др.), пытаются оправдать отклонение от норм поведения у своих детей, противопоставляют требованиям школы свои семейные правила и привычки. С этими родителями работать значительно сложнее, потому что в них нередко предвзятое отношение к советам педагогов, порой полное их игнорирование. Влиять на них можно через родительскую общественность, производственный коллектив, а нередко и через Службу по делам несовершеннолетних.
В современных условиях сложился еще один тип семей, требующих особого внимания со стороны школы, - это семьи, родители которых занимаются бизнесом. Они обеспечивают ребенка всем, однако на воспитание им не хватает времени, поэтому поручают это дело гувернанткам. Нередко необходимость придерживаться школьной дисциплины родители трактуют как посягательство на свободу их ребенка, что порождает конфликты между ними и педагогами, негативно сказывается на воспитании детей.
Итак, семья осуществляет разнонаправленное воспитание подрастающего поколения. Эффективность этого процесса зависит от способности родителей избегать ошибочных воздействий на детей.