3. Теория и методика воспитательного процесса
3.5. Общественные институты воспитания
3.5.2 Воспитательная роль детских и юношеских организаций
Неотъемлемым компонентом системы национального воспитания детей и молодежи есть такие детские и юношеские организации, как «Пласт», «Шалаш», «Сокольский потомство» и др., возникшие в годы независимости Украины. Главные задачи их деятельности основываются на общих принципах национального воспитания.
Так, юношеская организация «Шалаш» призвана воспитывать духовно и физически развитое подрастающее поколение на исторически сложившихся принципах казацкого мировоззрения и образа жизни, прививать детям преданность Родине и ее народа, возрождать национальные и духовные ценности.
Членом этой организации может стать каждый мальчик или девочка в возрасте от 6 до 18 лет, которые хотят хорошо знать историю Украины, литературу, давнее прошлое и разделяют идеалы юного казачества. Лица, старше 18 лет, по желанию могут сохранить свое членство. Тогда они получают звание «Казак - наставник» и принимают участие в воспитательной работе с молодежью.
Значительное количество детей, подростков, молодежи и взрослых в Украине причастна к организации «Пласт». Она имеет клич СКОБ - «Сильно! Красиво! Осторожно! Бистро!» Эта организация ставит перед собой задачи патриотического воспитания украинской молодежи, ее духовного и физического развития. «Пласт» прилагает усилия для военную подготовку своих членов на сознательных, ответственных и повновартісних граждан. Он стремится лелеять среди молодежи традиции предков и передавать ей знания национальной истории, культуры, опыт отстаивания собственных убеждений.
Пребывание в «Пласте» детей, подростков, юношей и взрослых дает возможность предоставлять воспитательной работе непрерывного характера и передавать национальные традиции из поколения в поколение.
Кроме общеукраинских, в разных регионах Украины формируются местные детские организации.
В Украине действуют студенческие, молодежные объединения. Среди них - Украинский студенческий союз (Студенческое братство), которая имеет своей задачей защиту прав студентов; привлечения их к активной деятельности в политической, общественной и культурной жизни государства; формирование на местах студенческого самоуправления; обеспечение активного и содержательного досуга. Общество «Молодежь, окружающая среда, развитие» занимается решением экологических проблем, разрабатывает и реализует программы социальной адаптации юношей и девушек, охраны их здоровья. Некоторые молодежные организации активно стимулируют политическую активность молодежи, привлекая ее к работе в местных органах самоуправления, организуя семинары, конференции и т.д.
Деятельность общественных детских и юношеских организаций, объединений, обществ способствует:
- удовлетворению жизненно необходимых на разных возрастных этапах потребностей в эмоциональном контакте со сверстниками, друзьями; привязанности и уверенности в себе; в успехе, в признании себя другими; в выборе и испытании собственных сил, переживании чрезвычайного, в активной деятельности, развития интересов, предпочтений;
- развития художественных, научных, технических, организационных, хозяйственных способностей, таланта, одаренности, физической активности;
- формированию характера личности, навыков самосовершенствования;
- кристаллизации мировоззрения, национального самосознания;
- углублению дружеских, приятельских отношений;
- воспроизведению душевно-моральных сил, удовлетворению соціалізаційних потребностей.
Повышение эффективности воспитательной деятельности детских и юношеских организаций возможно при тесных контактов между педагогическими коллективами учебных заведений и руководством этих организаций, оказание им помощи в повышении педагогического мастерства воспитателей; организации подготовки в высших педагогических учебных заведениях воспитателей для детских и юношеских организаций.