3. Теория и методика воспитательного процесса
3.4. Методы и формы воспитания
3.4.2 Формы организации воспитательного процесса
В воспитательном процессе используют массовые, групповые и индивидуальные формы его организации.
Массовые формы воспитательной работы.
До массовых форм организации воспитательной работы принадлежат тематический вечер, вечер вопросов и ответов, конференция, неделя определенного учебного предмета, встреча с выдающимися людьми, смотр, конкурс, олимпиада, туристический поход, фестиваль, выставка и т.д. Самые распространенные из них - читательская конференция, тематический вечер и вечер вопросов и ответов.
Читательская конференция. Являясь важным средством пропаганды художественной и научной литературы, она помогает глубже понять содержание и образы произведения, особенности языка и стиля, научиться отличать главное от второстепенного, прививает литературно-эстетические вкусы.
Виды и тематика читательских конференций разнообразны: они могут проводиться на материале одной или нескольких работ, быть посвященными творчеству писателя или конкретной литературной или научной проблеме. Выбор темы определяется задачами нравственного и эстетического воспитания, характером учебного материала и возрастными особенностями подопечных.
В зависимости от типа конференции и индивидуальных особенностей читательского коллектива определяют ее структуру и формы проведения. Так, в 5-7 классах читательская конференция приближается к беседе, во время которой учащиеся высказывают свое отношение к героям, их поступкам, читают наизусть отрывки из книги, а после этого ставят инсценировки или пересматривают диафильм, кинофильм. В 8-12 классах читатели выступают с докладами, сообщениями, в которых дают моральную оценку чертам, качествам и поступкам героев книг, произведениям в целом, анализируют их художественные особенности и недостатки, делают выводы об их воспитательное и образовательное значение.
Студенты нарушают глубинные аспекты значимых проблем, претендуя на самостоятельный анализ, научно обоснованные выводы.
Тематический вечер. Чаще всего бывает общественно-политическим (посвященным государственным праздникам, памятным датам, политическим событиям) или патриотическим (приуроченным к исторических дат).
Ценность тематического вечера заключается прежде всего в том, что в его подготовке и проведении участвуют сами ученики, студенты. Выбирая тему, приглашая гостей, оформляя помещение, готовя выставку или номер художественной самодеятельности, отыскивая кинофильмы и т.д., они имеют возможность проявить свою инициативу, самостоятельность, эрудированность.
Вечер вопросов и ответов. Это интересный, динамичный образ разъяснение учащимся разнообразных вопросов внутренней политики Украины, международной жизни, производства, науки, техники, культуры, спорта, быта и др.
На тематических вечерах и вечерах вопросов и ответов используют различные методы и средства воздействия на школьников: выступления приглашенных гостей, демонстрации кинофильмов, художественную самодеятельность. Все это дает возможность сделать вечера интересными, воспитательную информацию доходчивой, убедительной, насыщенной яркими примерами из жизни.
Как правило, такие вечера подопечные готовят самостоятельно: пишут объявление о предстоящем вечер, изготавливают ящик для сбора вопросов, тетрадь для записи вопросов и предложений, оформляют помещение, книжные витрины, подбирают кинофильмы, готовят номера художественной самодеятельности.
Групповые формы воспитательной работы.
К этим формам относятся политинформация, час классного руководителя, куратора, кружок художественной самодеятельности, выпуск стенной газеты, поход, экскурсия.
Политическая информация. Она может быть обзорной или тематической.
Обзорная политинформация - короткое доступное сообщения о важнейших событиях в Украине и за рубежом. Тематическую политинформацию посвящают освещению одного или нескольких актуальных вопросов политической, экономической, культурной или научной жизни Украины или мирового сообщества.
Час классного руководителя. Это важное средство формирования научного мировоззрения и нравственного поведения школьников.
Тематику таких воспитательных мероприятий разрабатывает классный руководитель, учитывая особенности класса. Это может быть беседа об этических проблемах, лекция, диспут, устный журнал, встреча с интересным человеком, обсуждение книги и др. Последний час месяца целесообразно посвящать подведению итогов учебно-воспитательной работы класса.
К подготовке воспитательного мероприятия классный руководитель может привлекать и учащихся, что положительно влияет на них. Тему воспитательного мероприятия целесообразно определять заранее, распределив между воспитанниками задание по сбору и подготовке наглядности, предложив прочитать определенную литературу, подготовить вопросы, собрать местный материал (цифры, факты, воспоминания и т.п.).
Кружок художественной самодеятельности. Его ценность заключается в том, что искусство сближает людей, пробуждает чувство ответственности, способствует формированию умения коллективно переживать успехи и неудачи. Участие в его работе дает возможность проявить свои способности, разумно провести свободное время. Участники кружка художественной самодеятельности лучше чувствуют красоту искусства и природы, человеческих отношений, больше интересуются книгами.
Стенная газета. Стенные газеты бывают загальношкільними (факультетскими, вузовскими), классными (учебной группы), предметными, сатирическими и др. Благодаря им удается формировать общественное мнение, направлять ее в конструктивное русло.
К выпуску стенгазеты важно привлекать как можно больше школьников (студентов) - за работу в редакционной коллегии, корреспондентской сети. Активное участие в подготовке стенной газеты формирует честность, правдивость, принципиальность, умение анализировать и давать оценку фактам и явлениям, критически относиться к собственным и чужим поступкам.
В процессе подготовки и проведения воспитательных мероприятий (политинформации, часа классного руководителя и др.) используют материалы периодической печати, радио - и телепередач, художественных фильмов, книг.
Поход. Является интересной формой воспитания. Особенно увлекательными являются походы по историческим местам нашего народа. Собранные во время походов и встреч материалы оформляют в книги и альбомы.
Экскурсия. Является эффективным воспитательным мероприятием, что позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. С экскурсией можно пойти на природу, на предприятие, в учреждение, в музей, на выставку. Методика подготовки и проведения воспитательной и учебной экскурсий одинаковые. Однако воспитательная экскурсия имеет прежде всего воспитательные цели. Так, во время экскурсии на предприятие осуществляют трудовое, экономическое воспитание и профориентацию, в воинскую часть - военно-патриотическое воспитание.
Индивидуальные формы воспитательной работы.
Необходимым условием успешной индивидуальной воспитательной работы является изучение индивидуальных особенностей учащихся, студентов. Началом индивидуальной воспитательной работы должно быть установление искренних, доброжелательных отношений. Сделать это порой нелегко, поскольку индивиды, которые требуют больше внимания, нередко не доверяют педагогам. Большое значение при этом имеет авторитет воспитателя, его знания психологии личности, умение быстро ориентироваться в ситуации, предвидеть последствия своих педагогических воздействий.
Индивидуальная воспитательная работа должна быть систематической и последовательной. Она должна включать не только беседы с воспитанниками по поводу допущенных ими негативных поступков, но и профилактические беседы и другие мероприятия.
Обязательно также определить место каждого воспитанника среди его товарищей, стиль взаимоотношений с ними, его отношение к общественному мнению коллектива и отношение коллектива к нему, его поведения. Это даст возможность использовать воспитательные возможности коллектива в индивидуальной работе с конкретным воспитанником.
Необходимо предусмотреть и координирование воздействий педагогов, родителей и коллектива. Такая координация осуществляется благодаря обмену мнениями и анализа результатов воспитательного воздействия. В индивидуальной воспитательной работе используют разнообразные формы, ориентированные на раскрытие и развитие способностей личности. Это может быть коллекционирование, спортивные, творческие занятия, различные виды технического любительства и т.д.
Человек воспитывается в результате действия совокупности различных мероприятий и воздействий. Любой метод, средство, используют изолированно, в отрыве от системы воспитательных воздействий, не достигает воспитательной цели. Ведь, по мнению А. Макаренко, решающей является не логика определенного метода, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
Поэтому все методы и формы воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ни один из них не может быть универсальным средством воздействия на личность, на формирование ее качеств, каким бы совершенным он не был.