Лекция 3 МОРАЛЬНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Мораль и нравственность в обществе
Рассматривая деятельность человека, ее
общение с другими сквозь призму этических норм и ценностей, можно понять
природу этики делового общения. К процессу совместной деятельности, делового
общения присоединяется много людей. Каждый человек является личностью с положительными
и отрицательными чертами. К тому же каждая сфера жизни и деятельности человека имеет
определенную специфику. Поэтому встает вопрос об определении моральных предпосылок, что
влияют на деловые отношения между людьми. В процессе совместной деятельности и
делового общения формируется этика делового общения как совокупность ценностей
и норм, ориентирующих и регулирующих действия людей.
Мораль - это форма общественного
сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности
личности, равноправия всех людей в их стремлении к счастливой и
достойного жизни. В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их
мотивы, стремления и намерения. Моральные требования к человеку соответствуют общим
нормам и принципам поведения.
Мораль принадлежит к основным сферам
нормативной регуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции и др.,
переплетается с ними и в то же время существенно отличается от них. Требования
нравственности формируются в практике массового поведения, в процессе взаимного общения
людей, отражающих жизненно-практический и исторический опыт.
Мораль и нравственность не существуют вне
обществом, без взаимодействия людей. Они в значительной степени зависят от особенностей
развития общества, прежде всего от социально-экономического строя, который господствует в
нем.
Еще в древнерусском летописании
“Повесть временных лет”, составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, подано своеобразный образ “коллективной
морали” или, точнее, коллективной моральной ответственности. Логика этой
ответственности такова, что все люди, которые живут и страдают вместе, имеют возможность
жить праведно. Со времен христианизации Руси церковь начала разграничивать такие понятия,
как “преступление” и “грех”. Если грех - это моральная несправедливость или нарушение
божьего закона, то преступление - это нарушение закона общечеловеческого [6, с. 219].
Своеобразным моральным кодексом является “Поучение” князя Владимира Мономаха. К
этических норм относятся его требования: “Не ленитесь”, “Остерегайтесь лжи и пьянства,
и блуда”, “К старшему относиться надо как к отца, а молодых как братьев”
и др. [6].
Длительное время в Европе, в частности в
эпоху Возрождения, этическим нормам и правилам принадлежала первенство во время
решение экономических проблем по сравнению, скажем, со стремлением к выгоде, к
наживы. Этический подход, в частности, прослеживается в трудах французских
моралистов ХVИ-ХVIII вв. М. Монтеня, Ф. Ларошфуко, Б. Паскаля и др. [8]. Пока в Европе
было общество “механической солидарности”, что основывалось на коллективных
представлениях и мифологическом сознании (по утверждению известного социолога Э.
Дюркгейма), общественную жизнь в нем было ничем иным, как моральной сферой [5,
с. 120].
Во времена раннего капитализма
возникло противоречие между отношением к делу и этическими нормами. Устанавливается
такая особенность мышления, когда характерно систематическое стремление получить
законный прибыли в рамках своей профессии [1, с. 85]. В обществе формируется
органическая солидарность людей,
что основывается на
взаимодополняемости ролей и профессий, а также идея профессиональной преданности,
определенного аскетизма в поведении и общении людей. Взаимоотношения между людьми и при
решении экономических вопросов в определенной степени регулировались высшими ценностями,
в частности религиозными (это особенно характерно для протестантской этики). С
развитием рыночных отношений человек становится все более одиноким, удаляется
от общества, от себе подобных, от тех, кто находится рядом. Человек становится
прагматичной, а общество под влиянием денег становится все более рациональным.
Деньги начинают быть средством обмена, в частности в экономике, искусстве,
науке, практике их влияние распространяется, конечно, на деловые отношения между людьми
и на общение. В таком обществе растут коррумпированность, жестокость,
эгоизм, индивидуализм и др.
Следовательно, общество, которое стоит на
пути “деньги ради денег”, “производство ради производства”, “действие ради
действия”, обречено к моральному упадку. Чтобы это предотвратить, общество имеет
вернуться к обязательной первичности этических норм над стремлением достичь
экономических результатов любой ценой. Речь идет о моральной ответственности
каждого за себя и за других, за жизнь в целом. И здесь люди должны осознать, что
индивидуальной ответственности для решения этой проблемы явно недостаточно.
Нужны общение, диалог индивидов, дискуссия, хотя стремление к этому
не довольно. Дискуссия о будущих ценности, их иерархию, реальные изменения в
обществе будет тем совершеннее, чем более независимыми будут индивиды, которые
принимают в ней участие, чем больше они будут стремиться использовать рациональные
аргументы, не придавая ни одному из них абсолютного или окончательного содержания, чем больше
общение между людьми будет направлено на достижение
свободного консенсуса между ними [5, с. 511].