РАЗДЕЛ 2
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Исторические методы организации обучения
Авторитетный английский специалист в области педагогической психологии Дж. Брунер обращает внимание на три основные методы обучения молодого поколения: выработка составляющих компонентов навыков поведения в процессе игры, обучения в контексте деятельности, абстрактный метод школы.
Процесс игры детей построен непосредственно по образцу поведения взрослых - игра в охоту, в вождей, торговлю или домохозяйство, дочки-матери. Этот способ игрового обучения является общим у человека с животными. В частности, автор наблюдал многочисленные игры высших приматов - бабуинов, - животных с высокоразвитыми общественными отношениями, в ходе которых детеныши обезьяны в игровой взаимодействия со сверстниками отрабатывали две модели поведения: господствующего самца и хранительнице детей - самки. При этом как особенность животных игорь отмечается практическое отсутствие влияния на эти игры взрослых обезьян. В племени архаической народности охотников - собирателей канг психолог отмечает существенно больший диапазон детских игр. К тому же, для них характерно непрерывное взаимодействие с детьми взрослых и подростков. Взрослые и дети играют, танцуют и поют вместе. Кроме того, дети часто принимают участие и в ритуальных обрядах взрослых, которые также по сути имеют игровую природу (первой стрижки волос, самостоятельного в охоту мальчиком антилопы), которые затем постоянно имитируют в своих играх. В результате такого игрового обучения каждый человек знает все, что должен знать мужчина, каждая женщина - то, что ей нужно знать для жизни в сообществе: хозяйственные навыки, обряды, мифы, права и обязанности.
Рядом с игровым методом обучения в первобытных народов великого распространение получил и метод обучения в контексте деятельности. Прекрасный пример описания такого метода находим в записках Николая Миклухо-Маклая о своеобразии обработки земли у папуасов Новой Гвинеи. В этом процессе принимало участие все население племени. В качестве орудия они использовали палки и собственные руки. Взрослые мужчины большими палками выворачивали глыбы земли, женщины и подростки меньшими палками разбивали их на мелкие комки, а дети, даже совсем маленькие, под руководством взрослых растирали такие комки на порох. С возрастом дети постепенно переходили с конца описанного технологического цепи вперед, постепенно осваивая необходимые для соответствующей работы навыки.
Абстрактный метод школы. С развитием цивилизации знания и навыки, которые накапливает культура, значительно преувеличивают возможности передачи их отдельным человеком в непосредственном взаимодействии с подрастающими членами сообщества. Как следствие развивается экономичная техника обучения молодежи, которая опирается на рассказ вне контекста вместо показа в контексте. Такой способ является абстрактным в смысле двух значений. Во-первых, способом передачи знаний в нем выступает слово, понятие в устной или письменной форме, которое само по себе уже является абстракцией. Во-вторых, знания, которые сообщаются в такой школе, в силу их ретроспективно-обобщающей природы имеют тенденцию отрываться от нужд реальной жизни современного ей общества и таким образом становиться невостребованными. В худшем варианте такое формальное обучение превращается в обряд бессмысленного неосознанного зубрежки учениками под давлением педагога зас-тарілих истин, применение которых утратило практический смысл. Вместе с тем при правильной заинтересованной организации обучения такого рода абстрактность может избавить ребенка от артефактов непосредственного влияния будничной действительности, помочь ей избежать усвоения неперспективных, порочных тенденций этой действительности. Селекция содержания обучения, построенная на принципе единства исторического и логического, дает возможность сосредоточить внимание на передаче молодому поколению и усвоении им важнейших достижений цивилизации, на полноценному развитию его интеллектуальных возможностей.